bgmt: (Default)
[personal profile] bgmt
Как я рад, что живу в атеистической стране!

Date: 2007-01-11 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Угу. Понимаю.

Date: 2007-01-11 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Не могу не поддержать предыдущего оратора.

Date: 2007-01-11 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] o-proskurin.livejournal.com
Я уже имел удовольствие жить в атеистической стране. Нет уж, увольте...

С другой стороны, я всегда считал, что Франция - это в такой же мере Паскаль, в какой и Дидро. Я ошибаюсь?..

Я, наверное, разделил бы Вашу радость, если бы Вы написали: "Как я рад, что живу в стране, в которой церковь отделена от государства!"

Date: 2007-01-11 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Вы ошибаетесь.
Франция - культурно католическая страна. Франция по ощущению - атеистическая страна. Мне не надо никому объяснять, что я неверующий, это естественно, неестественно было бы иначе. В других социальных кругах это не так, но больше половины считающих себя католиками не верят в бога.

Я окружён атеистами. Я этому очень рад.

Место религии в общественной жизни настолько мало, что совершенно не нужно никакими трепыханиями поддерживать отделение от государства. Церкви - пусть действующие - одновременно объекты культуры, и на них прекрасно можно тратить государственные деньги. От религии осталась красота.

Я не жил, как Вы говорите, уже в одной атеистической стране. Я жил - и Вы тоже - в одной тоталитарной стране, где атеизм был подан так, что по отмене оного православие заменило КПСС. Атеистическая страна - это где всё большая часть населения неверующие не по приказу партии, а потому что им так естественно.

На Россию смотреть мне страшно. В том числе и в этом.

Date: 2007-01-12 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

После картин Брессона и Ромера с трудом верится во французский атеизм.

Date: 2007-01-12 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Ромера? Изумлена.

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-12 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2007-01-12 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2007-01-12 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2007-01-12 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-12 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2007-01-12 07:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-12 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Ромера? А можно поподробнее?

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2007-01-12 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2007-01-12 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2007-01-12 04:51 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2007-01-12 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Я жил долго в другой стране, где Церковь отделена от Государства: США.Она отделена куда строже, там гос. деятель не посетит службы в официальном качестве, там не разрешат христианских символов к Рождеству на пожарной команде или другом общественном здании, там поздравляют с сезонными праздниками. Но США - не атеистическая страна. Место религии в общественном сознании велико. Она просто отделена от государства, и религии обычно терпимы друг к другу.

Франция. Пустые церкви (не как в Америке!), но не в этом даже дело. Вот, первое найденное: Selon un sondage, les Français ne sont plus que 51 % à se déclarer catholiques. Le père Henri Madelin analyse ce recul de la foi. Там же: LE FIGARO. - La France est-elle toujours catholique ?

Henri MADELIN.- Au vu des chiffres, nous pourrions dire que non. Cependant, je me souviens de cette phrase de Sartre, après la guerre, affirmant que « nous sommes tous catholiques ». Elle nous permet de sortir de l'ambiguïté de ce sondage. Parle-t-on d'une appartenance culturelle - alors la France est encore majoritairement catholique - ou d'une adhésion croyante à la foi ? Dans ce dernier cas, les chiffres sont inquiétants. Ils expriment une vraie dégringolade et la formule de Sartre devient moins évidente. La sociologue Danièle Hervieu-Léger parle d'une « exculturation » des valeurs de l'Église : les grands repères de la vie sont traversés par une pluralité d'approches culturelles.
Это говорит иезуит, исследователь католицизма Henri MADELIN. К этому я только что читал другой опрос: из называющих себя католиками, 52% не верят в бога. Интересно, что обряды изредка какие-то соблюдает бОльший процент. Это понятно, и я даже думаю, что празднование Рождества (которое и я сидел под ёлочкой!) не входит в соблюдение обрядов. Всё меньше и меньше народу крестит детей (хотя крестят иногда совершенно неверующие - семейная традиция), всё меньше (почти никто) заключают брак в церкви, вот позавчера я разговаривал с одним коллегой, который считает себя верующим католиком: он говорит "я верующий, но сомневающийся" и не может ответить на вопрос, считает ли он, что есть Бог - в каком бы то ни было смысле. Он вполне достаточно образован, чтобы понять, что смыслов может быть много и в том числе самые уклончивые, но всё равно не может.
Порядка 10% признают себя атеистами? Это другой вопрос. Во-первых, французы хорошо выучили определение, по которому атеист - это тот, кто ВЕРИТ В НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ бога. То есть они сильно предпочитают слово "агностик". У меня несколько другие идеи по поводу разумности определения терминов, но я сейчас в это вдаваться не буду. Не верить ("не" отдельно) в бога - не значит ещё назвать себя в анкете атеистом. Во-второых, очень большое число французов назовёт себя католиками в качестве культурной принадлежности, и будут, между прочим, правы.
Кстати, название статьи в "Фигаро" (в правой, между прочим, газете!) - ''La foi devient contre-culture''. Это - в качестве как бы утешительного заявления, что вот не исчезает, просто становится контр-культурой.

(no subject)

From: [identity profile] lexus-lyosha.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:33 am (UTC) - Expand

Date: 2007-01-12 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
православие заменило КПСС
При этом взяв на себя во многом идеологическую функцию КПСС (тоталитарной партии), а не религии. Меня в России еще поражает распространение, скажем так, прикладного отношения к религии. Очень часто ходят в церковь, молятся и ставят свечки на всякий случай, вдруг поможет в чем-нибудь - тут стирается грань между верой и суевериями. Бог оказывается на одном уровне с черной кошкой и бабой с пустыми ведрами. Ну а возможность замолить грехи - это ж какая славная вещь. Я уже не говорю о тех, кто в церковь ходит по долгу службы...

Date: 2007-01-12 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Это конечно, но это более характерно для других слоёв. Верующая интеллигенция старается себя уверить, что это не прикладное. И очень редко это бывает так. Единственный человек в ЖЖ, про религиозность которого мне известно и религиозность которого я уважаю (не его право, это само собой, а саму религиозность) - steba.

(no subject)

From: [identity profile] nornore.livejournal.com - Date: 2007-01-13 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2007-01-13 02:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-12 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Дополнение: за время жизни во Франции (с 87 года, с наездами на всё лето с 81го), мне не случалось всерьёз встречать обсуждение ни Дидро, ни Паскаля-теолога. Дидро как атеист примитивен, Паскаль как философ интересен, видимо, тем, с кем я не сталкивался. Так что Франция уж точно не Дидро и не Паскаль, если, конечно, не считать Паскаля-математика. Вероятно, в некотором смысле Дидро оказал бОльшее влияние: к сожалению, компартментализация и ригидность мышления, свойственные просветителям, оказали влияние на французский менталитет - но сильно уже преодолённое влияние. Совершенно, глубинно атеистический Брассенс не имеет никакого отношения к атеизму Дидро.

Date: 2007-01-12 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
А где ты сталкиваешься с религиозными товарищами, что тебя так вскипело?
Я вот только в случайных гостях сталкиваюсь иногда. Редко.

Date: 2007-01-12 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Я постепенно отдаю себе отчёт, сколько верующих в моём кругу в ЖЖ. Я разговариваю с лично знакомыми москвичами (в Питере иначе), и вижу изменение нормы, принятие того, что было неприемлемо. Я вижу реакцию на чудовищный, именно чудовищный фильм "Остров" и на введение курса православного обучения ("Ну, плохо, что его, наверно, будут плохо преподавать"). Я могу предсказать, что когда выстроят газпромовскую башню, то её станут освящать (всё нынче освящают!), и ЖЖ-юзеры скажут, что башня плохая, но пусть уж лучше освящённая. Я вижу полное отсутствие реакции на разгром выставок, на запрет спектакля по "Балде", на введение армейских попов, вообще на огосударствление РПЦ - той самой РПЦ, которая отлучила Толстого, душила культуру в 19 веке, и слилась при советской власти с КГБ, и которая сейчас говорит "христиане и католики", не числя католиков в христианах. Я вижу ещё вещь, не связанную прямо с религиозностью: поляки выкинули прелата, узнав, что он работал в органах. Поляки, не правительство и не Ватикан. Русские весьма чтят своего (бывшего?) кагебешника во главе церкви.

Date: 2007-01-12 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] just-tom.livejournal.com
Ты поляков не идеализируй. У нас тоже говорят "христиане и православные". И роль католической церкви немногим более симпатичная, чем в России, правда, несколько по-другому. А то, что прелата выкинули, так это часть той популистской пены, которая сечас поднялась. Самоочищение тут, к сожалению, ни при чем. Но у поляков, особенно образованных, в целом, конечно, в головах намного меньше настрато и происходит скорее очищение мозгов, чем наоборот.

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] just-tom.livejournal.com - Date: 2007-01-12 10:21 am (UTC) - Expand

Date: 2007-01-12 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Э-м-м... А можно подробнее? Я фильм не видел, но вот весьма мною уважаемый [livejournal.com profile] lemming_drover пишет, что ему понравилось (http://lemming-drover.livejournal.com/42051.html), при том, что сомневаться в его антицерковничестве у меня нет оснований.

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-13 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] marina_p - Date: 2007-01-14 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-14 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-14 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] marina_p - Date: 2007-01-14 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-01-13 01:43 pm (UTC) - Expand

дополнения

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2007-01-13 02:06 pm (UTC) - Expand

Джонатан Ливингстон

From: [identity profile] nornore.livejournal.com - Date: 2007-01-13 02:53 pm (UTC) - Expand

Re: дополнения

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-01-13 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nornore.livejournal.com - Date: 2007-01-13 02:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-01-13 03:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-12 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Завидую. По чёрному.

Date: 2007-01-12 12:06 pm (UTC)

Date: 2007-01-12 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] konstantinna.livejournal.com
Да. Я уже свой атеизм стараюсь не афишировать. У нас сейчас это примерно также расценивается, как если бы ты в семидесятых не был комсомольцем.

Date: 2007-01-13 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nornore.livejournal.com
А я наоборот - гноблю этих темных направо и налево, особенно тех, кто среди знакомых. А у меня их полно, этих "воцерковленных", мать их. Вера - верой, но РПЦ-то тут причем? А они все как один "патриарх" да "патриарх", и что у него погоных гебешные из под рясы, им что божья роса.

Date: 2007-01-13 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Мне вон только что рассказали про одного моего очень отдалённого знакомого (математика),у которого нашли камни в почках, так он сходил, помолился чудотворной иконе, той, что, когда манеж сгорел, не сгорела, ибо чудотворная, после этого его камни исчезли. Были до этого на картинке, или чего там ультразвуком получается, а потом - сплыли. А ты говоришь.

Знаешь, мне кажется, от одного этого можно уехать.

(no subject)

From: [identity profile] nornore.livejournal.com - Date: 2007-01-13 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-01-13 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-01-13 03:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] konstantinna.livejournal.com - Date: 2007-01-13 05:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-01-13 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ха. Тот, кто тогда не был комсомольцем, одновременно ходил в героях. Тогда было два круга. А тут - вот у меня есть знакомая в питере, которая говорит, что попы из каждого утюга лезут - так ведь из утюга у себя дома, получается.

Date: 2007-01-13 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] konstantinna.livejournal.com
Да, обложили со всех сторон. И второго круга пока не намечается. Героиней мне точно не быть.

Date: 2007-01-12 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Неправда, она не атеистическая, она светская.

Date: 2007-01-14 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Мы добрых граждан позабавим...

Profile

bgmt: (Default)
bgmt

March 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
131415161718 19
20 212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 04:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios