Нотр-Дам, два восприятия
Apr. 24th, 2019 09:39 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Два человека примерно одинакового возраста отреагировали песней на пожар Нотр-Дам. Городницкий и Долина.
Городницкий:
Знак тревоги нам Господом дан,
Предвещание злых потрясений:
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Отражаясь в разбуженной Сене.
Превращается в серую пыль,
То, что прежде стояло веками:
Обгоревший обрушился шпиль,
Раскалённый обуглился камень.
Грош-цена нашим тщетным трудам,
В бытии ненадёжном убогом.
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Подожжённый невидимым Богом.
Уберечь не сумели его,
От огня и крутящейся сажи,
Ни писатель суровый Гюго,
Ни пожарные чуткие стражи.
О любви позабудьте, мадам, —
Стёкла окон мерцают пожаром.
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Угрожая бедой горожанам.
Возвращает к иным временам,
Заставляя задуматься — где я,
Погибающий в пламени храм,
Что когда-то горел в Иудее.
Разрушенье суля городам,
Вызывая испуганный ропот,
Над Парижем горит Нотр-Дам —
Поминальной свечой для Европы.
Долина:
Посмотри как они поют в слезах,
Мои парижане....
Так бесстыдно запели у всех на глазах,
Так к себе прижали
Этот старый , почти что детский роман,
Чтобы был поближе...
И дымит собор, будто бы вулкан,
Там, в моем Париже.
Посмотри -как эти студенты поют,
Весь наш левый берег.
Хотя эти то вечно на все плюют,
Ни во что не верят.
Посмотри как люди стоят, ревут.
Пожалей нас Боже.
И поют, и помощь к себе зовут,
И пожарных тоже.
А теперь я к Москве обращу глаза
Через хлопья дыма.
Просыпайся ,пожалуйста . Так нельзя.
Просыпайся, Дима.
Извини ,что пафосно, сам дурак,
Сам забыл о вкусе...
Но смотри - как молится весь наш барак.
Господи Иисусе.
Это общее дело- песня над лбом,
Когда в двери станут ломиться .
Просыпайся же ты,не лежи столбом.
Хватит людям молиться.
Ты нам сильный , целостный необходим .
Ждём тебя на ужин....
И стоим, и плачем . Давай, Нотр- Дим,
Ты нам очень нужен.
Я в принципе люблю Городницкого. Но мне очень неприятен - я бы сказал враждебен - этот его текст.
Долинское ощущение - здешнее. Французское. Никакая катастрофа не окончательна, Всё возродится. Мы ему поможем возродиться.
Ощущение Городницкого - одна из тех вещей, которые я очень не люблю в России. Оно, к сожалению, распространено. Апокалипсизм. Всё пропало, сгорело, будет плохо. Просто потому, что всегда будет плохо. Оно плохо понятно, глядя отсюда, но я ж его знаю с детства. Зачем что-то делать? Всё равно будет плохо. Уничтожат, разворуют, загадят. Посадят, убьют. .Безличное предложение, "они".
Было два периода, когда это было не вполне так, когда надежда была сильна. Шестидесятые и девяностые. Над шестидесятыми сейчас смеются, девяностые вошли в народное сознание как ужас-ужас.
Есть такое понятие теперь, самоисполняющееся пророчество. Там, где таких пророков много, их пророчества исполняются.
Какое счастье, что Франция их мало рождает, а может, и вовсе не рождает. А если рождает, то их не слышано.
no subject
Date: 2019-04-24 07:46 am (UTC)По-моему, это неумение видеть сложность. Только или/или. Или святой, или грешный, или герой, или подлец. Или как на картинке, или "сгорел".
Не сгорел. Пережил (не первое) потрясение.
no subject
Date: 2019-04-24 08:42 am (UTC)"Уберечь не сумели его,
От огня и крутящейся сажи,
Ни писатель суровый Гюго,
Ни пожарные чуткие стражи."
Really, как говорят за проливом?
поэт поторопился, малость, как бы
А по поводу второго: у вас, кажется, аккурат перед Норт Дам сгорели ваши собственные православные церкви, в количестве минимум одна штука. Автор в теме?
no subject
Date: 2019-04-24 08:48 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 06:42 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 09:39 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 10:23 am (UTC)Городницкий - 1933, Долина - 1956.
no subject
Date: 2019-04-24 02:42 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 02:52 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 06:42 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 11:00 am (UTC)А девяностые и были ужас-ужасом, поверьте тому, кто их пережил в Москве.
no subject
Date: 2019-04-24 02:53 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 02:57 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 05:01 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 05:43 pm (UTC)Интересно, что нет такого восприятия двадцатых. Нет такого восприятия конца сороковых - начала пятидестых: да, жуткое время было, но политически, а что жизнь была тяжела - ну так послевоенное время, нормально. Нет такого восприятия послевоенной Италии у неореалистов. А девяностые - ужас-ужас.
У меня есть приятельница в Москве. Я ей говорю "ты ж в середине девяностых говорила совсем другое - я тебя спрашивал, уверена ли ты, что советская власть была хуже того, что есть, и ты говорила, что как такое даже и спрашивать можно! Всё лучше советской власти!" - а сейчас она утверждает, что никогда такого не говорила. Но со стороны-то помнится куда лучше, чем когда у человека постепенно сдвигается восприятие. Нет, она не патриотка и испытывает к власти те же чувства вблизи, что я издалека. Но мессидж, что девяностые - ужас, проник и остался. (Я помню, как он начинался - тоже со стороны, конечно).
no subject
Date: 2019-04-25 04:07 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-25 06:24 am (UTC)Во-вторых. Разумеется, в девяностых были свои привлекательные черты. Начались они с эйфории по поводу падения советской власти. Эйфория была сильной, но долго на ней не протянешь. Кроме того, девяностые годы открыли замечательные карьерные перспективы для людей из близкого к нам социального слоя, именно, для части гуманитарной интеллигенции, старавшейся при сов. власти держаться подальше от системы (не вступать в партию и пр.). Но население страны состоит не только из наших друзей и знакомых! Девяностые годы - это годы абсолютного беззакония, например. Уличные грабежи, иногда сопряженные с убийством: в Москве - повсеместно (цитата из разговора в милиции с лично знакомым человеком: "Так что, только ограбили и даже не побили? Тогда и разговаривать не о чем". Пример не единственный.). Отъем бандитами свежеприватизированных квартир: был знаком с жертвами. Черные и серые схемы оплаты: опять же повсеместно (да, некоторым это было неприятно). Люди, до 1991 года жившие весьма небогато, но пристойно, а после 1991 начавшие рыться в помойках (literally): сам наблюдал эволюцию соседей по дому. Отвратительная идеологическая атмосфера в официозных СМИ: "перед тобой открыты все дороги, добивайся, а у кого не получается, сам дурак". (Что? При советской власти эта атмосфера была отвратительна? Сейчас отвратительна? Все хорошо, но мы говорим про 90е). Про политику писать? Ну так, пунктирчиком: сентябрь-октябрь 1993, декабрь 1994, лето 1996...
Что, черт побери, в этом прекрасного?
no subject
Date: 2019-04-25 07:35 am (UTC)Более того, если всё же сравнивать с советской властью. Жизнь при советской власти имела две стороны. Внешнюю и внутреннюю. К внутренней относились не только "разговоры на кухне", но и вполне массовые явления - Высоцкий, скажем, или до того стадионные поэты, или Филармония, или внезапное появление какой-то книги, т.е. в той советской жизни, кроме пропаганды, двоемыслия и страха, была духовная жизнь. И, если сейчас поглядеть назад, достаточно богатая. Мне очень трудно найти, что бы я сейчас зачислил в духовную жизнь в том, что я читаю у людей и просто в интернете, или слышу в разговорах. Ну разве что кто-то продолжает ходить в Филармонию, да ещё кто-то находит смысл жизни, вполне достойный, в обучении детей математике. А в девяностые эта духовная жизнь, пусть беспорядочная и отчасти нелепая, была. Опять-таки, при взгляде со стороны. То есть я, со стороны, сравнивая советское и теперешнее, выберу для себя советское: из него - казалось - был выход, достаточно власти рухнуть. (И может быть, был, просто был пропущен). Сейчас я выхода не вижу. Пустое время, о нём забудут, оно будет отмечаться только историками путём перечисления политических событий.
Достаточно сравнить восприятие фразы "возьмёмся за руки, друзья".
no subject
Date: 2019-04-25 12:44 pm (UTC)И люди, кстати, стали гораздо доброжелательнее. А как это все сочетается с тем, о чем говорить не хочу и побаиваюсь, сие мне неведомо. Но прекрасно сочетается.
Однако в это время то, что люди думали, побуждало меня думать, что оно идёт, медленно, через пень-колоду, но куда-то куда надо
Ну вот в 90е можно было об этом думать, а сейчас можно оглянуться вокруг себя и увидеть, куда оно пришло :(
no subject
Date: 2019-04-25 06:29 pm (UTC)Ну, во-первых, есть некая разница между тем, что я понимаю под словами "духовная жизнь" (и подозреваю, что вы понимаете ровно то же), и перечнем "театр, музыка, выставки, литература, наконец...". Эти вещи могут вести к интенсивной духовной жизни, а могут - к никакой. В вещах из перечня вполне возможно потребительство, или просто желание выпендриться, или полное отсутствия желания искать смыслы; вопрос, на каком уровне это так. Скажем, когда я слушаю русских исполнителей классики, это не так. Они точно так же знают, что такое смысл, как раньше. Когда я смотрел "Вишнёвый сад" у Додина, это было не так. Смысл был главным, чего он хотел. Но почти все книги, которые я читал за последние долгие годы, к этому не относились. (Кстати, недавно я прочёл книгу, которая мне показалась просто хорошей, впервые за последние лет пятнадцать, наверно: "Остров Сахалин"). Но и при наличии исполнителей, и при наличии Додина, и при том, что всё же есть какие-то книги, процесса духовной жизни, мне кажется, нет.
(Здесь, кстати, я сознаю, что не вполне честен: духовная жизнь (в моём понимании) сократилась далеко не только в России. На Западе тоже не то чтобы мы переживали интенсивный период осмысления).
Литература? Сколько хороших книг было написано за последние десять лет? На том уровне, на котором до того их появлялось ну штук десять по крайней мере. В шестидесятые - первую половину семидесятых больше.
Кто сейчас поэт уровня ну хорошо, не Бродского (хотя до него в каждый момент поэтов этого уровня было несколько!), но ну хотя бы молодого Кушнера, Вознесенского? И нужно, конечно, прибавить антисоветскую литературу - она была порождена той же культурой. Нужно добавить писателей-эмигрантов, хотя за исключением Бродского и, всё же, Солженицына они не были особо крупны, но всё же.
В 80е на каждом французском книжном прилавке лежали переводы с русского. В девяностых - их стало становиться меньше, но всё же были. Сейчас их нет. Нечего переводить. Во Франции это особо хорошо видно: тут всегда была в чести русская культура. Она и остаётся в чести, но современная - сводится к музыке, и в музыке - к исполнительству. А так-то чего, и про Цветаеву передачи, и выставка советского авангарда, и Тарковский с Иоселиани всем известны, но всё - всё было давно.
И, простите, духовная жизнь порождает идеи и споры. Не вижу ни того, ни другого. Вижу умную женщину Екатерину Шульман, которая находится в противоестественном положении гуру и очень на этом страдает (не уверен, что она это сознаёт, но может быть, сознаёт), потому что вместо того, чтобы спорить с пятьюдесятью ещё такого же уровня мыслителями, она одна перед восторженной аудиторией. Она - на уровне тех "интеллектуалов", которых вот совсем недавно мы видели, когда они восемь часов подряд обсуждали положение дел во Франции с Макроном и между собой (кстати, безумно интересно, очень рекомендую посмотреть). Кто ещё? Не вижу философов, не вижу писателей-философов, не вижу никаких идей, которые хотелось бы обсуждать. Ну да, я тут, а вы говорите "в Москве". Но дело в том, что в прошлом даже в технически оторванной от Союза эмиграции было что обсуждать из того, что порождало то время в Союзе. Я много читаю по-русски. Что возбуждает желание обдумывания? Не тексты (современные), только факты. Вот выписки из "Прожитого" - да. А тексты, написанные сейчас и слова, сказанные сейчас - нет. Не могу припомнить ни одного. Скорее уж иногда что-то сказанное в ЖЖ, хотя тоже не то чтобы много, но больше, чем напечатанного.
Для духовной жизни нужно общество. Общество - совершенно реально существующее понятие. Оно может делиться на враждебные друг другу страты, как отчасти было в Союзе, но и оно всё равно существовало, и тем более эти страты существовали. Общество - концентрирует в себе настоящий момент национальной культуры. Русская культура есть, тут ни у кого никаких сомнений не возникает. А есть ли у неё настоящий момент? Мне не кажется. Есть ли в России общество? Мне не кажется. Зависит, конечно, от определения. Если "мир" - общество, тогда в России общество есть. Но если под обществом понимать организм, умеющий учиться и умеющий размышлять о себе, то нет.
no subject
Date: 2019-04-24 05:54 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-25 06:24 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 11:07 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-24 01:00 pm (UTC)И еще: надежда была сильна только в конце 80-х (87-89), к 90-м она уже иссякла - во всяком случае, у меня самой :(
no subject
Date: 2019-04-24 02:12 pm (UTC)То есть послание к заболевшим собору и человеку :)
no subject
Date: 2019-04-24 05:46 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-25 03:35 pm (UTC)Но обоим Нотр-Дам сам по себе не нужен и не интересен.
no subject
Date: 2019-04-25 06:30 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-26 05:56 am (UTC)"Автор" разумей "голос автора в тексте".
no subject
Date: 2019-04-26 12:18 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-26 01:35 pm (UTC)"Как серы твои этажи,
Как света на улицах мало!
Подобна цветенью канала
Твоя нетекучая жизнь."
- то, конечно, понимаешь, что это больше "про жизнь", чем про город. Но понимаешь и то, что жизнь с этим городом слита неразрывно, он для автора действительно многое значит.
А "Посмотри как поют в слезах..." - это человек за соломинку готов схватиться, только бы Дима не ушел. Ну, вот Нотр Дам попался под руку. Да, это соломинка не из хрупких. С ней многое связано. Но все же - мысли вокруг Димы, а вместо Нотр Дама могло бы быть любое другое чудесное спасение.
О "знак тревоги нам дан" - и спорить не стоит. Доктор сказал в морг - значит в морг. И Нотр Дам в морг. И Европу туда же. "В автобусе два старичка рыболова рассуждали о язвах. Один говорил, что лучше язва желудка, другой — что лучше язва двенадцатиперстной кишки. Бедняги, дожить до такого разговора!"
no subject
Date: 2019-04-26 04:11 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-27 07:14 am (UTC)