странная связь
Jul. 15th, 2016 08:05 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Я сейчас с очень большим удовольствием читаю Крапивина. Я его давно читал немного (мне тогда попалось последнее, никак не детское - "Сказки и были безлюдных пространств"), а сейчас читаю вполне детское, про Великий Кристалл. И вот что-то у меня свербит: похоже. Никак не мог понять, на что. И вдруг понял, и очень удивился. На Миядзаки. В промежутке я его посмотрел довольно много, а тогда - не видел. Вроде ничего общего, и, скорее всего, Миядзаки о Крапивине никогда не слышал, а Крапивин его узнал не так уж давно,- а вот всё равно. Тем, что хорошо и что плохо. Непростотой. Способом романтики.
Всё бы хорошо, но Миядзаки закрыл студию, а Крапивину 78 лет...
Всё бы хорошо, но Миядзаки закрыл студию, а Крапивину 78 лет...
no subject
Date: 2016-07-15 06:09 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-15 06:23 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-15 08:07 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-17 04:32 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-18 01:44 pm (UTC)Из того, что я читал, ты можешь выбрать очень печальный цикл про безлюдные пространства, а можешь реально детские книжки, клубящиеся вокруг идеи Великого Кристалла. "Выстрел с монитора", "Тополята", цикл "В глубине великого кристалла", ну и ещё сам найдёшь. Порядок чтения не важен, там время запутано.
no subject
Date: 2016-07-21 01:00 pm (UTC)И другим отсоветую.
http://66.ru/news/society/155290/
no subject
Date: 2016-07-21 02:18 pm (UTC)Есть разные примеры существенных ошибок в оценке ситуации. Две главные группы можно назвать "Юнна Мориц" и "Норштейн". (А ещё есть группа "Лукьяненко", но там не ошибка, там - человек стал империалистом во всём, не потому, что у него неверная информация, и не стал при этом сумасшедшим, т.е. полностью за это отвечает). Потеря от нечтения раннего Лукьяненко есть, но терпима. Потеря от выбрасывания "Сказки сказок" и "Ёжика" колоссальна. Она этическая: Норштейн учит добру. То, что он говорит сейчас глупости, никак не отменяет того, что он учит в фильмах добру способом, которого довольно трагически не хватает сейчас в окружающей культуре. Юнна Мориц сейчас не учит ничему, она очень хороший поэт в прошлом, а сейчас сошла с ума.
Так вот, Крапивин - как Норштейн. Можно пытаться понять, почему он говорит то, что, как тут пишут, он говорит (оговорка "как тут пишут", между прочим, довольно важна: верить написанному журналистами надо с большой оговоркой. Но допустим, что так). Можно не желать этого понимать, тоже понятная эмоция. Но я читаю Крапивина (не интервью, конечно, а книжки) и испытываю желание, чтобы все дети читали Крапивина. Он не говорит там ни о каком Крыме. Замены ему - в том числе среди "правильно понимающих события" - нет.
Возьмём не сейчас. Возьмём двадцатые годы. Почему б не выбросить на помойку Бабеля с Багрицким? Да и у Платонова явно всё двусмысленно. И Шагал незадолго до отъезда во Францию восхищался революционным искусством, характерным для советской России. И Маяковский. Подытожим все эти тысячи фамилий и выбросим? А ведь по большому счёту построение советской власти на шестой части суши - куда большая беда, чем отжатие Крыма.
no subject
Date: 2016-07-21 03:21 pm (UTC)Но все же если дети будут читать Крапивина, надо делать для них оговорку относительно вышесказанного.
Чтобы не абсолютизировали Крапивина: раз он прав в одном, то, якобы, прав и в другом.
Мультфильмы Норштейна в свое время прошли мимо меня.
Когда я был ребенком, у нас дома не было телевизора.
(Теперь понимаю, что к счастью: у меня нет привычки его смотреть. Зато был приемник, с помощью которого я слушал "вражеские" голоса.)
Поэтому мультфильмы я смотрел в кино, но не слишком часто.
"Сказка сказок" произвела на меня большое впечатление, но ее я посмотрел уже в юности и без нее точно не стал бы другим человеком.
Так что в детстве я вполне обошелся книгами: например, о Винни-Пухе и Карлсоне, сказками разных народов.
Что касается Багрицкого, Маяковского - пусть взрослые сами решают, что читать.
Но я считаю, что без запрещенной в СССР литературы картина будет, мягко говоря, неполна: чего стоят одни только "Колымские рассказы" или "Жизнь и судьба".
no subject
Date: 2016-07-21 04:38 pm (UTC)Если не пытаться понять, почему люди "думали неправильно" (с нашей точки зрения), то трудно чему-нибудь научиться.
Что до Норштейна, то это ж не "мультики". Это большое кино, так же, скажем, как Миядзаки и Такахата. К сожалению, Норштейн никогда не закончит "Шинель", но и то, что он успел сделать, великолепно.
no subject
Date: 2016-07-22 01:06 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-22 02:31 pm (UTC)И это я упомянул тех, кто действительно "говорили и писали". А тут речь идёт о тех, кто никого ни на какую войну не призывает, и не более чем отвечает на вопросы. (Ну да, лучше б не отвечал). Отвечает так, как было совершенно в порядке вещей полвека назад почти у всех, а уж век назад - совсем у всех, за вычетом разве что Ромена Роллана и Ремарка. Но ведь и Россия, и Украина и живут то ли полвека, то ли век назад, если сравнить с другими. По всему, что я встречаю, большой разницы в этом отношении между Россией и Украиной нет. Разница в том, что Россия агрессор, а Украина не империя; но только всё время у меня впечатление, что чей человек патриот - для большинства вопрос случайного места рождения или проживания. Где живёт, того и патриот. Ну во всяком случае это так, как мне кажется, в отношении говорящих по-русски.
no subject
Date: 2016-07-22 07:28 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-23 08:27 am (UTC)"Обида" и "стыд" имеют разный смысл для разной самоидентификации.
Подробнее (но всё равно сумбурно): Человек запрограммирован (как считал, скажем, Десмонд Моррис) как племенное животное, племя - это где каждый знает каждого, и его реакция свой/чужой естественно работает в этом масштабе. В относительно недавнее время сначала появился культурный механизм, меняющий племенные инстинкты на ощущение принадлежности к "нации", а позже, когда этот механизм оставался ещё вполне в силе (как и сейчас), появился параллельно противоположный - концентрирующий внимание на личности. Он работал весь двадцатый век с большим успехом, достаточно сравнить априорный патриотизм перед Первой мировой и то, как относятся люди к идее погибнуть за "Родину" сейчас. Последней начала сдаваться семья: мы живём всё ещё в юридической системе, где права наследства и право на воспитание определяются степенью родства, но в реальности для многих дружеские связи важнее семьи. Людей, которые в разной степени прежде всего ощущают себя как лично себя, всё больше.
Для таких людей плохо понятно, что такое "обида или стыд" в национальном масштабе. Это скорее ложные понятия.
В реальности, конечно, всё не так чисто, в каждом смешаны противоречащие друг другу способы самоощущения. Но всё же механизм "личностизации" работает.
Теперь про обиду и стыд в личном масштабе (я уже сказал, я не согласен, что речь идёт о масштабе). Тут мне вообще не кажется, что есть какая бы то ни было связь с "интеллигентностью". Связи есть со степенью эгоцентризма и/или эгоизма, с привычным способом справляться с ситуацией (и обида, и стыд полезны для взаимоотношений, пока они не развиваются до неприемлемых пределов), с реакцией другой стороны и пр. Человек, скажем, прежде всего винящий себя, может быть крайне неудобен в общении - приходится тратить всё время на уговоры, что нет, он не виноват или что его уже давно простили. Легче всего с людьми, которые умеют смотреть на себя со стороны и усмехаться. Тогда и обида, и стыд перестают быть непреодолимыми. Но повторяю - не вижу никакой связи с "интеллигентностью" в каком бы то ни было смысле. (Вероятно, ваш смысл - умение поддерживать достоинство в себе и в тех, с кем имеешь дело).
no subject
Date: 2016-07-23 09:04 am (UTC)Но это, в общем-то, инструменты. Культуру я как-то определила для себя - как степень причастности к идее сверхценности человеческой жизни. И интеллигентность употребляю более-менее как синоним. Гуманистические завоевания, в общем. И да, согласна с вами: важнейшее из них - это именно личностизация.
Просто мне кажется, что личные реакции здесь будут коррелировать с национальными (то есть условно - если я разобижусь на упрек в недостаточно чистой посуде, то скорее всего разобижусь и на заключение антидопинговой комиссии). Нет?
no subject
Date: 2016-07-23 06:04 pm (UTC)А выводы вот есть. В современном обучении трагически не хватает последовательного воспитания умения смотреть на себя со стороны. Это свосем не то же самое, что воспитание эмпатии, но связано. И вот тут ваши слова про сверхценность человеческой жизни могут сыграть противоположную роль. Потому что если жизнь сверхценна, то это относится и к моей жизни. Я перестаю тогда занимать скромное место в мироздании. А лучше б человек понимал, что не потому его надо любить, что он велик, а потому, что он ещё немножко смешон, как все мы. Я очень люблю окуджавскую строчку "как обаятельны для тех, кто понимает // все наши глупости и мелкие злодейства... // Фотограф щёлкает, и птичка вылетает". Вот так, мне кажется, и надо смотреть.
(В современном обучении много чего ещё не хватает, но это не для этого разговора).
no subject
Date: 2016-07-23 09:06 pm (UTC)В минуты горестных раздумий мне кажется, что пониженная способность к эмпатии и (что связано) к умению смотреть на себя со стороны (а также - что тоже связано - вообще критичность ума) - это врожденные, генетические свойства. И этому не научить.