Мы имеем довольно хороший пример. Выступая на праздновании 200-летия фр. революции Тэтчер мило сообщила французам, что Англия-то обошлась без таких ужасов. Правда, она была и технически неправа (просто революция была раньше), но не в этом дело. Фр. революция - очень странный пример (а может, и не очень странный) того, как кошмар в масштабе пары десятилетий обращается вовсе не кошмаром в масштабе двух сот лет. (Дорога цена, но уже заплачено). Мои друзья в Англии говорят, что во Франции их притягивает демократизм. Не демократия (она в Англии может и побольше), а демократизм, несословность, постбуржуазность (образовавшаяся в масштабах страны после 68 года). Которых нет в Англии, и которые, конечно, следствие революции. Пиаф вряд ли была кровожадна, но как она пела "ça ira!" (Более того, во Франции сильно меньше убийств, чем в Великобритании (не говоря уже об Америке), и я думаю, что это тоже результат этого процесса). В России всё получилось наоборот, ну так рецепты не обобщаются, вообще основая причина всех свар в мире нынче вокруг последних фр. событий (см. замечание Поручика) - полное непонимание того, что никто не знает стран, где не жил и не работал долго, и что иначе это идиотская проекция чужого на свои паттерны.
Спокойное развитие, о котором вы говорите, было бы скорее всего невозможно; вы ведь говорите о таком, где левый фашизм очень слаб, а правый? Почему он будет слаб? Он ведь объявляет себя консерватизмом. Почему в мире, где нет Ленина, не будет Муссолини и Хорти и даже Гитлера, хотя, конечно, Гитлер - такая же случайность, как Сталин? В русской фантастике очень много описаний такого прекрасного мира с офицерской честью, традиционными ценностями, прекрасными дамами и мужественными мужчинами. Меня от них тошнит. Но ведь так оно и было бы. Понимание, что человек не должен государству, пришло (если не считать мало слышных людей вроде Герцена) только после Первой мировой и в результате её, и окончательно утвердилось после Второй. Понимание, что свобода - это свобода индивидуального развития, - ещё позже. (Кстати, сейчас мы на спаде. Давление общественных ценностей растёт в западном мире. Пик свободы был в конце 70 - начале 80х). В мире, который был бы без ужасов, я бы должен был знать своё место, и вы тоже. Может быть, и можно обсуждать, что оно того стоит, но я боюсь, что тогда и ужасы бы случились, просто другие.
no subject
Date: 2015-01-19 09:51 am (UTC)Спокойное развитие, о котором вы говорите, было бы скорее всего невозможно; вы ведь говорите о таком, где левый фашизм очень слаб, а правый? Почему он будет слаб? Он ведь объявляет себя консерватизмом. Почему в мире, где нет Ленина, не будет Муссолини и Хорти и даже Гитлера, хотя, конечно, Гитлер - такая же случайность, как Сталин? В русской фантастике очень много описаний такого прекрасного мира с офицерской честью, традиционными ценностями, прекрасными дамами и мужественными мужчинами. Меня от них тошнит. Но ведь так оно и было бы. Понимание, что человек не должен государству, пришло (если не считать мало слышных людей вроде Герцена) только после Первой мировой и в результате её, и окончательно утвердилось после Второй. Понимание, что свобода - это свобода индивидуального развития, - ещё позже. (Кстати, сейчас мы на спаде. Давление общественных ценностей растёт в западном мире. Пик свободы был в конце 70 - начале 80х). В мире, который был бы без ужасов, я бы должен был знать своё место, и вы тоже. Может быть, и можно обсуждать, что оно того стоит, но я боюсь, что тогда и ужасы бы случились, просто другие.