bgmt: (Default)
[personal profile] bgmt
От ФБ-юзера "интеллигент вшивый".


Борис Стругацкий. Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка (1995)
«Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.
Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм — это: черные эсэсовские мундиры; лающая речь; вздернутые в римском приветствии руки; свастика; черно-красные знамена; марширующие колонны; люди-скелеты за колючей проволокой; жирный дым из труб крематориев; бесноватый фюрер с челочкой; толстый Геринг; поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер, — и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из «Семнадцати мгновений весны», из «Подвига разведчика», из «Падения Берлина»...
О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм — немецкий фашизм, он же — гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный.
А, между тем, фашизм — это просто. Более того, фашизм — это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом — активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма.
И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм.
Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние». Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он, по определению, враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же, как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки.
Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов — бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-ненаши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.

Это важнейший признак фашистской идеологии — деление людей на «наших и ненаших».

Очень важный признак фашизма — ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист — обязательно лжец. Он просто вынужден лгать. Потому что диктатуру иногда еще как-то можно, худо-бедно, но все-таки разумно, обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи — какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы — прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты — лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами».

Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг — второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю... И как только вы приняли все это, — процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать «хайль!». Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов — и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто.

И не говорите теперь, что вы — совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны... Все это уже не имеет значения. Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих — подавление неизбежного протеста — концлагеря — упадок мирной экономики — милитаризация — война... А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист. Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма — диктатура нацистов — останется, а значит, останется ложь, кровь, война — теперь, возможно, ядерная.

Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме.

Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно — если этого захотят миллионы. Так давайте же этого НЕ хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое».

Date: 2022-03-21 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nadejka.livejournal.com
Бог ты мой. Как в воду смотрел.

Date: 2022-03-21 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com
Классическое, общее определение фашизма, которое дал крупнейший исследователь фашизмов Пьер Мильза -- тоталитарное общество, объединенное тремя факторами: наличие врага внешнего, наличие врага внутреннего, сплоченность вокруг вождя.
(deleted comment)

Date: 2022-03-21 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
UPDATE Я не знаю, почему человек, которому я отвечал тут, стёр свой коммент. В нём не было ничего экстраординарного, он просто предпочитал термин "имперскость" для всего, что не базируется на генетическом происхождении. Я свой ответ оставляю.

Под влиянием советско-немецкого определения нации как генетически выраженного явления, вы говорите, что национализма в России нет. Однако национализм советлшенно не обязательно выражается в расовых идеях. Он вполне может выражаться в идее, близкой к имперской, с той разницей, что чисто имперская идея привязана прежде всего к государству (British Empire), а национальная — к принадлежности к (мифической) нации, в данном случае русской. Не генетической принадлежности. В русскую нацию в представлении русских националистов можно влиться. Надо просто испытывать должные чувства, и ты станешь наследником Владимира Красного Солнышка и Александра Невского.
Русский фашизм — это сейчас фашистский извод евразийства. Это, вероятно, связано с любовью Путина и его окружения к философу Ильину, которого сейчас имеет смысл почитать, чтобы понять происходящее.
Когда сравнивают (и я сравниваю) нацизм как род фашизма с путинским фашизмом, надо, конечно, различать формы национализма: по крови или не по крови. И да, по крови ещё хуже. Но боюсь, нам всем и этой формы хватит.
Edited Date: 2022-03-22 06:30 pm (UTC)

Date: 2022-03-21 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да, кстати. Вернуть в лоно, предварительно строго наказав относится только к украинцам и белорусам (Опять=таки в смысле жителям, а не по крови). Они — отколовшийся кусок. А прочих надо наказать безо всякого лона, они чужие. Перечтите речи Путина, если у вас крепкий желудок.
Edited Date: 2022-03-21 11:20 pm (UTC)

Date: 2022-03-22 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Под 14 признаков Умберто Эко Россия подходит лучше. Просто идеально подходит

Date: 2022-03-22 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] kit100.livejournal.com
Беда в том, что в России много потенциальных (не организованных ещё) фашистов с картиной Васи Ложкина "Великая прекрасная Россия" в голове.

Date: 2022-03-22 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] mlysiansky.livejournal.com
Ну вообще-то в современно РФ скорее нацизм.
Поскольку видимым образом идет упор на этническую национальность.
Условно-интернациональное имперство там кончилось (условным оно было и раньше)

Date: 2022-03-22 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Не вполне. В современных условиях нацизм требовал бы генетического анализа, только это подтверждало бы этниескую принадлежность. Пока что русский национализм вроде вполне терпим к "влившимся" русским. Я никогда не слышал о требоаниях, исходящих от националистов, доказать, что в человеке нет татарской или чувашской или чухонской крови. И даже к еврейской примеси они куда лояльнее, чем была советская власть.

Впрочем, я употраляю слово "нацизм" в той его трактовке, которая исходит из немецкой практики. По смыслу же "национал-социализм" может включать любую трактовку нации, в том числе и теперешнюю русскую. Так что это всё схоластика.

Date: 2022-03-22 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mlysiansky.livejournal.com
Да, там нет ни генетического анализа, ни даже аргументации столетней давности.

Я имел в виду, что аппелируют к спасению русских, не россиян, не граждан России и даже не русскоговорящих. Ну и что национальность указывают очень часто. Т.е. что нация там не по гражданству (но и не по "науке", скорее всего от невежества).

Мне по личным причинам "этническая" версия противней, а так скорее схоластика.

Date: 2022-03-22 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] coshco.livejournal.com
Сущность фашизма — открытая диктатура буржуазии, а вовсе не диктатура националистов. Причем, "открытая" значит — не прикрытая фиговым листочком "демократии".

Date: 2022-03-22 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Марксист-с... Буржуазия... Даже умиление охватывает. И "демократия" не только в кавычках, а с привычным советским "фиговым листочком". В музей! Пыль сдувать и щёточкой обмахивать!

Profile

bgmt: (Default)
bgmt

March 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
131415161718 19
20 212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 30th, 2025 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios