bgmt: (Default)
[personal profile] bgmt


Интересно, какого это года чтение? Он ведь потом не читал своих ранних стихов. Это нашли такого качества раннюю запись, или это её так сумели очистить?

Date: 2021-01-09 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Лекманов утверждал что это ст-е Бродский продолжал читать.
https://arzamas.academy/materials/844

Date: 2021-01-09 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Моё доверие к очень мне симпатичному Лекманову сильно подорвано именно его анализом этого стихотворения, То, что Александровский сад находится в Питере, учитывая кораблик, учитывая Замоскворечье, учитывая поезд, увозящий в Москву, учитывая просто самого Бродского, может не заметить только москвич того хорошо известного типа, который - другой - однажды спросил меня, узнав, что я работал в Гидромете, "так ты по такому-то адресу?" - адрес был в Москве. Человеку было известно, что я из Ленинграда, но у него в голове слово "Россия" было равно слову "Москва". Потом ему, конечно, было смешно, Вот так и Лекманов, ему просто в голову не пришла другая география, а потом он приписал, что, мол, есть ещё такая версия.
Возможно, он прав и Бродский это стихотворение читал. Но на двух выступлениях, на которых я был, он это делать отказывался.

Date: 2021-01-09 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Мне показался важным не сам комментарий, который не то, и не о том, а упоминание в нем факта чтения ст-я в эмиграции. Кстати, в записи весьма любопытное чтение, срывающееся в распев. Жаль, что не указано место и время записи.

Date: 2021-01-09 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да, очень жаль, и именно по распевности я склонен предположить, что это чтение шестидесятых, либо чудом прекрасно записанное, либо восстановленное. Потому что он не так читал в эмиграции. А так он читал - вот послушайте: https://imwerden.de/publ-705.html
Датировки этого чтения нет, и ни одной другой записи тех времён мне не попадалось никогда, но эта - явно времени "парадников". Мне кажется, эта манера чтения у него исчезла впоследствии.
Кстати, оба эти чтения укрепляют меня в моём мнении, что не только не преступно было класть Бродского на музыку, как это с разным успехом сделали Клячкин и Мирзаян, но наоборот, что для Бродского того времени его стихи автоматически пелись.

(Удивительно, как мало упоминаний об этом авторском чтении "Романса Крысолова" я встречал. Практически вообще не встречал, Оно было у меня на диске с где-то середины нулевых, после того как один раз попалось в интернете, а потом его в другом месте подобрал Никитин-Перенский и, к счастью, засунул в библитеку ImWerden. За что большое ему спасибо.)

Date: 2021-01-10 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
...Никитин-Перенский и, к счастью, засунул в библитеку ImWerden. За что большое ему спасибо.

СПАСИБО ему надо в золоте отлить, без сомнений и преувеличений, за всю его библиотеку.
--------------

За Крысолова в авторском исполнении спасибо, раньше этой записи не слышал.
И вот что мне показалось - Крысолов читан более молодым Бродским, чем Ваш клип "Рождественского романса". Голос, который читает Романс - более "зрелый".
--------

Бродского положенного на музыку я впервые услышал приехав учиться в Питер, в 1967 году, примерно в октябре. Сформировалась первая дружеская команда, в нее вошел воронежский "певец с гитарой", у него была толстая общая тетрадь разных песен, авторов текстов он знал далеко не всех. Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима... спел, сказал что автора не знает. Но привез из Воронежа, так что - делайте вывод. Потом еще несколько раз слышал, но тоже без имени автора. Что это Иосиф Бродский, я узнал одновременно с тем, что я узнал о существовании Бродского, примерно весной 1969 года. Тогда же получил много стихов, и восхитился многим.

Насчет положения стихов Бродского на музыку - мы три раза с интервалом в полгода приглашали на наш факультет Клячкина, и он нам в разных редакциях пел "Шествие". Записи были у моего друга, но пропали в одном у него обыске. Очень жаль, что я своевременно копии не сделал; но магнитофона у меня тогда не было.

Но - чем старше становился Бродский, тем дальше его стихи уходили от мелодики. И петь его становилось всё труднее. Я вдруг удивился, когда Бродского спел Николай Якимов. Под рукой нет ссылок, но на странице их проекта АЗиЯ+ http://www.asia-plus.ru/ его песни легко находятся. А "Романс" спела Елена Фролова, мне показалось интересно:
https://www.youtube.com/watch?v=TK_6fsSeI0w

Интересно совпало - я с питерской подругой как раз этот клип и обсуждал последнюю неделю, так что как-то "ноосферно" получилось.

Date: 2021-01-10 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Еще "подозрительное" послал.

Date: 2021-01-10 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Послушал чтение в Венеции. Совсем не распевное - дыхания уже не хватает, видимо. С дрожью подумал что интерпретация Лекмановым кремлевской звезды возможно пришла из этого фильма...

Date: 2021-01-10 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Переслушал сам...

Сретенье. Иосиф Бродский - Николай Якимов
https://www.youtube.com/watch?v=AjIextheFZY

Николай Якимов - Плаванье (ст. И.Бродского)
https://www.youtube.com/watch?v=ixLf6vaE7n0

Это было плаванье сквозь туман... Иосиф Бродский - Николай Якимов
https://www.youtube.com/watch?v=mqdF8qa6De8
Другая версия

Николай Якимов - Это было плаванье сквозь туман. .../Иосиф Бродский
https://www.youtube.com/watch?v=pvNTsAHLpvY
Третья версия

Николай Якимов. На стихи Иосифа Бродского. "Подражание Горацио"
https://www.youtube.com/watch?v=Mw8TFVd6QIM

Метель в Массачусетсе (И.Бродский - Н.Якимов)
https://www.youtube.com/watch?v=qjlrPUDo0q8

Июльское интермеццо. Иосиф Бродский - Николай Якимов
https://www.youtube.com/watch?v=3zYwk5_0k_w

Николай Якимов - Иосиф Бродский "Кораблик", 2008
https://www.youtube.com/watch?v=-SH6ZWDbiWQ

Date: 2021-01-09 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
По меньшей мере однажды точно читал - для фильма "Прогулки с Бродским", кажется, в 1994-м.

Вот здесь: https://www.youtube.com/watch?v=i3B-Z_YYbec&list=PL114CBCD22CD70240 (https://www.youtube.com/watch?v=i3B-Z_YYbec&list=PL114CBCD22CD70240) , начиная с 3:14.

Date: 2021-01-09 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Верно. Ну значит, читал. Я ошибся. Спасибо. (Хотя я не ошибся, что при мне отказывался).

Интонация, однако, другая. На мой слух, отстранённая от стихотворения.

В той записи, что я привёл, звук текста внутри Бродского. На мой слух.

Могу ошибаться. Но - вы тоже, послушайте здесь https://imwerden.de/publ-705.html и сравните манеру чтения.

Date: 2021-01-09 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Относительно Рождественского романса согласен: первое чтение - молодое, вдохновенное, и да, "внутри текста". Чтение в фильме в этом смысле уступает.
Что касается Крысолова (спасибо, замечательная запись!), всё-таки что-то старческое в голосе мешает отнести его к ранним чтениям... Мне кажется, кто-то вспоминал, что он читал Крысолова на посиделках в нью-иоркском "Самоваре" . Может, это оттуда?

Date: 2021-01-10 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да нет, ну что вы! Это запись, очевидно сделанная на магнитофонную плёнку, которая потом рвалась и склеивалась, отсюда цезуры, я это очень хорошо различаю (потому что у меня и рвалась, и склеивалась ацетончиком... Тип-2...) Это до кассетников, и я думаю, что "старческое" - это просто дефект записи вы так воспринимаете. (Кстати, я вообще не знаю, что у Бродского можно назвать старческим. Мне это слово никогда не приходило в голову. Он менялся, но старость? Не дожил.) Конечно, его записывали в шестидесятые. Кто как умел. Не знаю, кто. Почему дошла только одна запись - не узнать уже. Может, всплывёт ещё что-нибудь, но вряд ли.

Date: 2021-01-10 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
У меня была, наверное, единственная реальная возможность услышать вживую, - это было последнее его публичное выступление в Нью Йорке, в 1995-м. Я ее упустил, - до сих пор ругаю себя последними словами. А Вы в Штатах его слушали?

Date: 2021-01-10 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Я его слушал в Штатах и в Париже. В Штатах в середине восьмидесятых, в НЙ, в Париже - сейчас не помню, надо порыться в памяти: либо примерно тогда же, при приезде из Штатов, либо после осени 87, когда я переехал. Оба раза он отказался читать что бы то ни было из раннего.
Мне очень жаль, что я не слышал его в Ленинграде. Вполне мог бы, толп вокруг не было, вполне мог бы кто-нибудь завести в какие-нибудь гости... Но не случилось. (А вот что не был "знаком" - нет, не жалею. Это, скорее всего, испортило бы впечатление от стихов). Я его вообще узнал в 64 году, когда знакомый, ровесник, дал мне подборку - и я обомлел. Я представить себе не мог, что такие стихи пишутся прямо сейчас, вживую. Ну, не всё. "Горбуновым и Горчаковым" я не проникся, да и вообще поэмы не так подействовали. Я понимаю, что он был менее совершенен. У него были случайные строчки и слова. Но действовало оно ударно. Входило в память с первого чтения. И эмоциональное напряжение было, которое потом, в достигнутом совершенстве, было очень часто утрачено.

Date: 2021-01-13 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Спасибо, Вам хорошо удаётся передать тогдашнее впечатление.

Я заметил, что на Youtube есть ещё несколько таких же качественных записей, как Рождественский романс из Вашего поста, с теми же (или очень схожими) тембром и интонациями, с таким же коротким вступлением ("стихотворение называется..."). Вроде это один и тот же юзер выложил. Захотелось узнать, нет ли где упоминания об источнике. Нашёл такую статью https://echo.msk.ru/blog/victorovich/745780-echo/ (https://echo.msk.ru/blog/victorovich/745780-echo/) и там, между прочим:

"Из ремарки на обратной стороне обложки диска узнаем, что записывался он в 1966 году , кажется, легендарным Львом Шиловым и что композицию подборки сделал сам Бродский..."

Почему-то мне думается, что те на Youtube - как раз эти записи. Могу ошибаться, конечно. Эх бы пообладать тем диском...

Date: 2021-01-13 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Лев Шилов - это вот этот? https://www.google.com/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%B2+%D1%88%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2&oq=%D0%BB%D0%B5%D0%B2+%D1%88%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2&aqs=chrome..69i57.2714j0j4&sourceid=chrome&ie=UTF-8

Да, диск хочется. Ну да рано или поздно всё всплывает. Я вот сколько лет хотел получить раннего Кима и раннего Окуджаву - и в конце концов получил. Вот что не записывалось чтение в "парадниках" - это непоправимо, да.

Date: 2021-01-13 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Шилов - да, он самый.

Date: 2021-01-14 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Так и есть: вот список вещей на этом диске: https://www.rahvaraamat.ee/p/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/731157/en?isbn=4607031756003 (https://www.rahvaraamat.ee/p/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/731157/en?isbn=4607031756003)
а вот они все 15 на полке у пользователя Elena Lv: https://www.youtube.com/watch?v=Nh7h0cN7s-s&list=PLk80ma0BbN6qXAchW2Sq4HBIs_xjeILlI (https://www.youtube.com/watch?v=Nh7h0cN7s-s&list=PLk80ma0BbN6qXAchW2Sq4HBIs_xjeILlI)

Согласно Павлу Крючкову, эта запись сделана "в начале 1966 года в Москве звукоархивистом Львом Шиловым - в аппаратной фонотеки Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР. Сделанная, естественно, неофициально." http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2006_6/Content/Publication6_2477/Default.aspx (http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2006_6/Content/Publication6_2477/Default.aspx)

Date: 2021-01-14 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Спасибо огромное! Надо срочно скачать, а то ютюб - ну вдруг там копирайт какой образуется, мало ли.

Надо же. За столько лет я об этом ни разу не слышал.

Profile

bgmt: (Default)
bgmt

March 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
131415161718 19
20 212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 10:02 am
Powered by Dreamwidth Studios