bgmt: (Default)
[personal profile] bgmt
Нынче не принято любить Шукшина. Он не входит в джентльменский набор. Он то ли антисемит, то ли (если спросишь, где ж это видно-то?) стал бы им ну уж точно, если бы дольше прожил, и вообще у него были бы не наши взгляды. (А у т. Пушкина, естественно, были бы наши). Может быть, конечно, я ошибаюсь и случайно попадал на шукшиноругателей. Не важно. Я его люблю, и считаю, что один только сборник "Характеры" (кстати, составленный Аксёновым - что означает, что не всегда Аксёнов был дураком! Впрочем, я это и так знаю) его ставит в высший ряд русских прозаиков 20 века. (Который, как ни грустно, ниже 19го).

Так вот. Читаю я у Шукшина: "А за что, Иван Сергеевич?" - "Сидел-то? Сто шестнадцать пополам". И думаю, что уже знаю людей, которые могут этого не понять. Я бы этому даже порадовался - проехали, значит,- если бы не то, что проехали по кругу, и вот оно тут, за поворотом - то ли позади, то ли впереди, то ли на соседней колее, до которой рукой подать и рукавчик соединительный вот он. Оно, конечно, что в первый раз трагедия, во второй фарс - так ведь если совсем сверху смотреть, всё фарс.

Date: 2005-05-28 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Да. В крайнем случае, номер будет другой.

Date: 2005-05-28 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] -dp-.livejournal.com
Да ладно; пока люди способны разделить 116 на 2, еще не все потеряно. В крайнем случае, поинтересуются - выяснят.

Date: 2005-05-28 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Уже есть которые не способны! Т.е. думают, что способны, но ошибутся. У меня такие в студентах есть.

Date: 2005-05-28 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] -dp-.livejournal.com
Вот это уже хуже. А неспособность учитывать исторический опыт, конечно, прискорбна, но составляет неотъемлемую часть этого самого опыта. И, стало быть, тоже должна бы учитываться, но не будет, поскольку... etc.

Date: 2005-05-28 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну, это софистика. Если бы память была чуть подлиннее, было бы сильно лучше. Это иногда случается. Гражданской войны в России не случилось в начале 90х именно потому, что эта память каким-то образом вошла в коллективное сознание. (Интересно, кстати, как. Вот в Средней Азии и в Грузии не вошла, а в России и на Украине - вошла). Америку раскачивает как на качелях именно потому, что память раза в два-три короче, чем в Европе. (Никто не вспоминает сейчас слово "маккартизм"). Да и в Европе поразительно - я ни разу не читал сравнения нынешнего периода терроризма с 70ми годами, когда с ним справились даже не помышляя урезать индивидуальные свободы - народ бы не стерпел. Чтобы круг не был порочным, нужно, чтобы результат неспособности учитывать исторический опыт как-то запоминался. Но этого же нет! Значит, вовсе оно не составляет неотъемлемую часть этого самого опыта.

Date: 2005-05-28 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] -dp-.livejournal.com
Иногда случается, конечно. Иногда случается все, что угодно. Но в общем случае "помнить историю" - лозунг такой же реалистичный, как "забыть Герострата". И - софистика или нет - "помнить, как забыли историю" (и дальше с любым количеством "как забыли,") проваливается в ту же яму.

Кстати, иллюстрация. Отец моего приятеля устал наступать на грабли (в буквальном смысле слова) у себя на даче. И опилил рукоятку этих самых граблей так, чтобы при наступании она приходилась не в лоб, а где-нибудь на уровне груди. Примерно через неделю к нему с плачем прибежала его девятилетняя внучка с растущей на лбу шишкой: ей этот размер пришелся как раз по росту.

Date: 2005-05-28 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Это очень милая история, и из неё как бы следует, что никакой прогресс невозможен. Не буду спорить насчет прогресса исторического, тут нужно сверять исходные положения, но вот ведь сначала носили воду в руках, а потом выдумали коромысло, и не забыли - как выдумали, так и осталось. И многое другое тоже. Дело не в том, конечно, что выдумали, а что память о том, как без него неудобно, продолжала быть фактором отбора.
Человек вообще, если серьёзнее, отличается от прочих животных наличием именно того языка, в котором можно помнить историю. А когда что-то можно, оно с неизбежностью хотя бы иногда случается, и среднее сдвигается. У человека (и его языка) хуже с памятью о памяти, но и она реализуема в рамках того же языка.
Наступание на те же грабли вообще не самый популярный спорт на планете, а почему он так ходок в России, это другой вопрос, я на него ответа не знаю. Может быть, по типу фатализма, выраженному в замечательном анекдоте про камень на распутье. "Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево - голову потеряешь, прямо пойдёшь - об камень ёбнешься."

Date: 2005-05-28 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] triz-wiz.livejournal.com
В Штатах "наступать на грабли" можно переводить буквально - все прекрасно понимают о чём идёт речь.

Date: 2005-05-28 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Мне кажется, дело не в том, что в Америке память короче. Слово "маккартизм" вспоминают еще как, но в основном в кругу левых интеллигентов, потому что маккартизм затронул в основном интеллигенцию. А вот 11 сентября Пирл-Харбор вспомнили абсолютно все.

Date: 2005-05-28 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Занятно, я именно из этого рассказа узнал о такой идиоме. Потом встречал в других текстах тоже.

Date: 2005-05-28 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] -dp-.livejournal.com
Да, у Кима, например.

Date: 2005-05-28 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
А где у Кима?

Date: 2005-05-28 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] -dp-.livejournal.com
В Московских Кухнях:
"Не ударники-шахтеры и не люди были там,
А неслыханное племя - сто шестнадцать пополам"

Date: 2005-05-28 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] prividenie-ja.livejournal.com
Ага, я тоже сразу "кухни" вспомнила...

Date: 2005-05-28 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] donor-darom.livejournal.com
Еще "Алеша Бесконвойный".

Date: 2005-05-28 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik.livejournal.com
А я вон со студентами "Калину красную" прохожу. По аглицки. Плачут мои студенты то в конце обычно.

Date: 2005-05-30 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
А она куда хужей рассказов-то.

Date: 2005-05-30 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik.livejournal.com
Зато она по аглицки есть - и сентиментальная. Мои такое любят.

Date: 2005-05-30 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Горькими американскими слезами.
"ЗА ЧТО?" - спрашивают.

Date: 2005-05-30 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik.livejournal.com
Типа так.

Date: 2005-05-30 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Мои ассоциации: "Сто шестнадцать пополам" = "статья 116, пункт 2". По аналогу "Статьи 206, часть 2" - алльбома "Алиса (статья за хулиганство, по-моему).
И только после комментария "пока люди способны разделить 116 на 2" вспоминаю 58-ю :-)

Date: 2005-05-30 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Вот и я говорю.

Date: 2005-05-30 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
кстати, ты хотя бы знаешь, что такое 58-я...

Date: 2005-05-31 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] mitzw.livejournal.com
Я в детстве был окружён реабилитированными, но такого выражения не помню. Обычно упоминали 58 и часть.

Profile

bgmt: (Default)
bgmt

March 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
131415161718 19
20 212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2025 05:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios