bgmt: (Default)
2022-03-21 08:57 pm
Entry tags:

Стругацкие

От ФБ-юзера "интеллигент вшивый".


Борис Стругацкий. Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка (1995)
«Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.
Ему-то кажется, что он знает о фашизме все. Ведь всем же известно, что фашизм — это: черные эсэсовские мундиры; лающая речь; вздернутые в римском приветствии руки; свастика; черно-красные знамена; марширующие колонны; люди-скелеты за колючей проволокой; жирный дым из труб крематориев; бесноватый фюрер с челочкой; толстый Геринг; поблескивающий стеклышками пенсне Гиммлер, — и еще полдюжины более или менее достоверных фигур из «Семнадцати мгновений весны», из «Подвига разведчика», из «Падения Берлина»...
О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм — немецкий фашизм, он же — гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный.
А, между тем, фашизм — это просто. Более того, фашизм — это очень просто! Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом — активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма.
И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм.
Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние». Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он, по определению, враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же, как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки.
Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов — бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-ненаши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.

Это важнейший признак фашистской идеологии — деление людей на «наших и ненаших».

Очень важный признак фашизма — ложь. Конечно, не всякий, кто лжет, фашист, но всякий фашист — обязательно лжец. Он просто вынужден лгать. Потому что диктатуру иногда еще как-то можно, худо-бедно, но все-таки разумно, обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи — какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы — прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты — лгут. И всегда лгали. И никто точнее Эрнеста Хемингуэя не сказал о них: «Фашизм есть ложь, изрекаемая бандитами».

Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг — второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьется, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах; когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идет поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю... И как только вы приняли все это, — процесс завершился: вы уже фашист. На вас нет черного мундира со свастикой. Вы не имеете привычки орать «хайль!». Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом. Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов — и вы уже фашист. Как просто! Как страшно просто.

И не говорите теперь, что вы — совсем не злой человек, что вы против страданий людей невинных (к стенке поставлены должны быть только враги порядка, и только враги порядка должны оказаться за колючей проволокой), что у вас у самого дети-внуки, что вы против войны... Все это уже не имеет значения. Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих — подавление неизбежного протеста — концлагеря — упадок мирной экономики — милитаризация — война... А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист. Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма — диктатура нацистов — останется, а значит, останется ложь, кровь, война — теперь, возможно, ядерная.

Мы живем в опасное время. Чума в нашем доме.

Можно ли повернуть историю вспять? Наверное, можно — если этого захотят миллионы. Так давайте же этого НЕ хотеть. Ведь многое зависит от нас самих. Не все, конечно, но многое».
bgmt: (Default)
2022-03-20 01:18 pm
Entry tags:

(no subject)

статья Цветкова на Свободе

Апдейт:
мне говорят, что нет доступа.Ну, во-первыхЮ ставьте VPN, пока это возможно, а это пока воможно. В частности, я давал ссылу на ЦЕРНовский бесплатный быстрый VPN.

Но во-вторых, пожалуйста, вот текст:

Последний мост. Алексей Цветков – об игроке в казино

Слова "Гитлер", "нацизм", "фашизм" за прошедшие десятилетия утратили первоначальный смысл и превратились в простые ругательства. Теперь этот смысл стремительно возвращается. Самого Адольфа Гитлера, к счастью, не воскресить, но он стал прецедентом. В ряде книг о Владимире Путине, которых уже издана целая библиотека, упоминается, что в его досье в КГБ отмечалось, и не в положительном смысле, пониженное чувство риска, и прототип приходит на ум сразу. Не только приближённые фюрера видели в нём это качество, Гитлер сам им гордился, заявляя, что ходит только ва-банк: либо всё, либо ничего. Когда, уже после очевидного перелома в ходе войны, приближенные и союзники уговаривали фюрера предложить Сталину переговоры о сепаратном мире, он сказал при личной встрече диктатору союзной Румынии маршалу Иону Антонеску 23 марта 1944 года: "Когда обрушишь за собой последний мост, идёшь на битву с чувством облегчения и имеешь больше шансов добиться победы".

Помимо этой параллели детальное знание истории позволяет найти ещё множество в жизни и творчестве этих персонажей, хотя рисует Путин наверняка хуже. И всё же главное – не эти параллели, а контрасты. К моменту нападения на Польшу нацистская Германия была одним из самых промышленно развитых государств мира с мощными вооруженными силами, хотя добилась этого неординарными финансовыми мерами и находилась на грани банкротства. Урок истории заключается в том, что страна, развязывающая масштабную войну, должна опираться на развитую экономику. В этом плане ситуация России вроде бы не самая выгодная: её военная казна, заботливо подготовленная к моменту агрессии, сегодня большей частью оказалась недоступной, её военная подготовка, несмотря на пресловутые реформы в вооруженных силах, оставляет желать лучшего, а её тактика примитивна и не позволяет ей осуществить тот блиц-криг, который рисовали в бункере на глобусе – это явно не план "Барбаросса". Однако Путин не унывает, а его требования к Украине, США и НАТО по-прежнему остаются теми, которые он предъявлял изначально. Либо он не отдаёт себе отчёта в том, что на самом деле происходит, либо знает что-то, о чём мы лишь начинаем догадываться.

В современном мире существует понятие асимметричной войны – как правило, это нерегулярные силы, ведущие борьбу с регулярными. Это может быть партизанское или повстанческое движение, но это также и терроризм. Про партизан мы читали, что они водятся в лесах, но каким образом террористы, действующие обычно небольшими группами, надеются, а порой и могут добиваться успеха в противостоянии государству?

Современный террор – печальное последствие относительного триумфа либерализма. Невозможно себе представить, чтобы какая-то группа персов, захватив македонских заложников, требовала от Александра вывода войск из Персии. В те времена человеческая жизнь была разменной монетой, и террористы сегодня так и полагают, в то время как в нынешних развитых либеральных демократиях её считают высшей ценностью, не подлежащей обмену ни на какой товар. Отсюда и асимметрия: террорист захватывает заложников и выдвигает свои требования в обмен на их жизнь, не оставляя никаких сомнений в том, что он убьет несчастных в случае отказа. Государство вынуждено идти на переговоры, как бы оно ни декларировало их невозможность.

И если Гитлер вёл реальную войну, рассчитанную на победу с помощью стратегического перевеса и национал-социалистического боевого духа, то Путин действительно реализует спецоперацию – террористическую. Украина в ней одновременно и цель, и средство, вернее, лишь часть цели, первый этап. Главная цель, в чём мы уже неоднократно убедились, – ядерный шантаж с целью добиться от Запада выполнения пунктов изначального ультиматума, всех до единого.

В каком смысле порабощение Украины является целью, достаточно очевидно. Без этой своей отторгнутой части раненая империя резко отодвинута от Европы, провинциализирована, ей придан статус второстепенного игрока на мировой арене, у неё отнята значительная доля населения и ресурсов. Не говоря уже о том, что для Путина это своего рода пункт одержимости, в чём-то напоминающий еврейскую тему для Гитлера: хотя он пытается проецировать образ хладнокровного и расчётливого стратега, на его губах почти что выступает пена, как только речь заходит об Украине.

Но если бы речь шла только об Украине, у проблемы, с точки зрения Запада, было бы очевидное решение: мобилизоваться перед лицом угрозы и отбросить неприятеля. В конце концов, силы очевидно неравны и запасы прочности тоже. Но агрессия против Украины, помимо своего прямого смысла, ещё и рычаг, каким для террориста послужила бы демонстративная казнь заложника с целью подчеркнуть свою решимость. А решимость в данном случае выражается в том, что Кремль уже неоднократно и недвусмысленно намекал на свою готовность прибегнуть к ядерному оружию.

Я вырос и жил в биполярном мире, в двух противостоящих друг другу и до зубов вооруженных державах. Но в этом мире господствовал консенсус, что ядерное оружие – это щит, а не копье, и была разработана концепция гарантированного взаимного уничтожения, согласно которой любое использование такого оружия вызовет ответ в виде массированного удара по всей территории врага, но и враг успеет ответить тем же. У этой концепции было много критиков, и однажды, в период Карибского кризиса, она чуть было не дала сбой, но поскольку переговоры всё же не прерывались, кризис удалось погасить. И даже когда Никита Хрущев стучал ботинком по трибуне ООН и кричал: "Мы вас похороним!", все старались понимать это в более травоядном смысле, "догоним и перегоним по надоям". Эта конвенция так или иначе помогла сохранить мир на всем протяжении холодной войны.

И вот теперь эта конвенция нарушена человеком, для которого заложником стал весь земной шар. Над смыслом его угроз бьются десятки экспертов и телевизионных сотрясателей воздуха. Предположительно Путин может ударить тактической ядерной ракетой по малозаселенной местности или даже по военному объекту Запада. Подобного рода оружие – очевидная брешь в концепции гарантированного взаимного уничтожения, оно обладает ограниченной убойной силой, но риск последующей эскалации с трудом поддается оценке. А точнее, не поддается.

Большинство из нас надеется, что это всё-таки блеф и шантаж. Но это всё же блеф не из числа таких, когда террорист угрожает муляжом бомбы. Бомба в данном случае слишком настоящая. А о способности Путина к эскалации кризиса мы уже знаем больше, чем хотелось бы, и судьба Украины – лучшее тому свидетельство. Полагать, что в цепочке отдачи рокового приказа найдётся звено, которое его саботирует, наивно: в развязывании войны против крупной европейской страны такого звена не нашлось. Попутно возник другой вопрос: каким образом один человек в стране с огромным ядерным арсеналом мог захватить власть над этим арсеналом до такой степени, что чувствует себя вправе единолично им распоряжаться? Этот факт фактически сводит на "нет" всю существующую стратегию предотвращения ядерного столкновения.

У нас остался в запасе наивный способ самоутешения: дескать, это демонстративно трусливый человек, прячущийся от вируса в бункерах и удлиняющий переговорные столы настолько, что их впору снабжать телескопами. Можно ли вообразить, что он нажмёт кнопку, которая вместе со всеми нами сметёт с лица планеты и его самого? Но тут надо помнить, что он действительно пошел ва-банк, и ожидать, что Путин просто плюнет на свою ставку и выйдет из казино в одних прохудившихся штанах и с мятой сторублевкой в кармане, опрометчиво.
bgmt: (Default)
2022-03-19 01:03 pm
Entry tags:

(no subject)

Интервью с освобождённым в обмен на семь российских солдат мэром Мелитополя.

О чём я думал, слушая это:

1) непосредственные ответы vs подготовленное интервью. Ну несомненно, он обсудил и с Зеленским, и с не знаю кем, что он может говорить, и несомненно, что-то осталось за кадром. Он плохой актёр, и когда он не хочет отвечать полностью, это очень хорошо видно. Это не меняет в сути ровно ничего. Женщина, которая задаёт ему вопросы, не получила никаких инструкций. Она хочет узнать всё.

2) просто речь и лозунги. Он часто повторяет про демократическое украинское государство, и это кому-то должно резать уши. Но, видите ли, к украинскому государству могут быть какие угодно претензии, но оно было реально демократическим. Более убедительного доказательства, чем победа Зеленского на выборах, придумать трудно. Никто не подделывал бюллетеней, никто из анти-Зеленцев не говорил про административное давление. Они скорее сокрушались легковерию народа, который не знает, что для него лучше. Так что эти его слова - не лозунги.

3) язык и словоупотребление. Он говорит по-русски с несильным южным акцентом. Интервьюер - точно так же. Это их язык, им в голову не приходит из "политических соображений" перейти на украинский, который, несомненно, оба они знают. Он употребляет слово "Украина" как название его страны, именно его, точно так же, как в других видео молодые солдаты, по-русски говорящие, что их страна Украина победит Российскую Федерацию. Он употребляет слово "российский", а не "русский", в отношении РФ. (К сожалению, по-видимому, по-украински это различие пропадает). Украинцами себя называют сейчас люди, живущие на территории Украины и выбравшие сторону Украины, а не только те, для кого естественнее украинский. Это удивительно только для русских. Если бы история развивалась иначе, и, скажем, Франция напала бы на кантон Женева, чтобы освободить угнетаемый франкофонов Швейцарии, эти франкофоны все вытащили бы ружья (стоящие у них дома) и воевали с Францией, и им не мешало бы, что они называют свой язык французским. Американцы в Гражданскую войну воевали с Англией, но им не приходило в голову переименовать свой язык.

Это его земля, это его язык, а захватчик - захватчик.

4) (это заметила [livejournal.com profile] mbla, отдаю должное): этот их русский язык, несмотря на (нерегулярное) hакание, куда нормальнее для нас, уехавших сорок лет назад, чем язык, который за это время развился в столицах в России. Его интонации для меня естественны, а интонации, скажем, вполне мною уважаемого Дудя или Навального - нет. За прошедшее время в российском русском языке появилась напористость и агрессивность. Я знаю, что живущие в среде её не слышат. Но любое сравнение с записями естественного разговора полвека назад это покажут. В детстве мне часто говорили родители "не говори с нажимом!" Мой нажим - детсвие игрушки по сравнению с сегодняшней речью. И да, мне это очень не нравится. А его речь - убери h и чуть поправь отдельные неграмотности построяения фразы - это моя речь.

Что же до сути, то мне кажется, что самое главное - это его ответ (и я не думаю, что он подготовленный) на вопрос о том, сколько народу сочувствует сейчас РФ в Мелитополе.



bgmt: (Default)
2022-03-19 11:54 am
Entry tags:

сегодняшняя статья в The Economist

Briefing
Mar 19th 2022 edition
What’s the worst that can happen
The risk that the war in Ukraine escalates past the nuclear threshold
Disaster does not seem imminent but it does seem disturbingly possible
Mar 19th 2022

TO A 16TH-CENTURY siege warrior, the art of the escalade lay in climbing up a city’s fortifications without encountering something unpleasantly hot or sharp. To the men who rewrote the rules of strategy for the nuclear age, the art of escalation was the process which, bit by bit, moved a limited war towards an unlimited one. As in sieges of old, the key was a ladder: a conceptual one where each rung both increased the level of the conflict and sent a signal to the other side.
Listen to this story. Enjoy more audio and podcasts on iOS or Android.

Herman Kahn, one of several inspirations for the title character of Stanley Kubrick’s unmatched treatise on deterrence, “Dr Strangelove”, devised a 44-rung escalation ladder with which to study and analyse the phenomenon. The step from rung nine (“Dramatic military confrontations”) to ten (“Provocative Breaking Off of Diplomatic Relations”), he noted, was the one which marked the point at which nuclear war ceased to be unthinkable.

“Dr Strangelove” is a comedy because Kubrick found the absurdities of such eschatological accountancy and its affectless theorising impossible to put on screen in any other form. That does not mean the concepts the ladder systemised have no meaning. The invasion of Ukraine (rung 12: “Large Conventional War”) has undoubtedly moved the world past the threshold where nuclear war stops being unthinkable; in the words of António Guterres, the secretary-general of the UN, such horrors are “back within the realm of possibility”. The chances of a conflict escalating into a nuclear war are greater than they have been for more than half a century.

As it stands, only one side in the war has nuclear weapons; although Ukraine had Soviet ones stationed on its territory until a few years after it became independent in 1991, but they were never under its political control. Nor, Russian propaganda to the contrary, has it any route to acquiring them. But an adversary without nuclear weapons does not guarantee nuclear restraint. And NATO, which is both supplying Ukraine with weapons and building up its forces in the area, has nukes aplenty.

Vladimir Putin, Russia’s president, has been keen to remind his adversaries of the nuclear risks. In a televised speech at the beginning of the Russian invasion he warned foreign powers who might try to hinder the advance of “consequences that you have never encountered in your history”. On February 27th, after the imposition of unprecedented banking sanctions by Western countries (rung 20: “‘Peaceful’ World-Wide Embargo or Blockade”), Mr Putin gave an order that the country’s “deterrence forces” be transferred to a “special mode of combat duty”.

   Fasten all the triggers

The simplest nuclear scenario sees Mr Putin, if faced with outright defeat in Ukraine, trying to turn the tide by letting off a nuke (rung 18: “Spectacular Show or Demonstration of Force”). Christopher Chivvis, who served as America’s top intelligence official for Europe between 2018 and 2021, says that in various war games held after Russia’s annexation of Crimea in 2014 the Western experts and military officers playing Russia sometimes chose to conduct nuclear tests or a high-altitude detonation of the sort which interferes with communications over a wide area—“Think of an explosion that makes the lights go out over Oslo.”

A wrinkle on this would be for Russia to use a small nuclear weapon in Ukraine and either justify it as a pre-emptive attack on non-existent Ukrainian weapons of mass destruction or claim Ukraine had done it. That would be followed by demands for an unconditional surrender backed by threats of more of the same.

A small nuclear explosion might seem like a contradiction in terms. But Russia and NATO both field “non-strategic” or “tactical” nuclear weapons which do much less damage than the city-destroying ones mounted on intercontinental ballistic missiles. Those strategic nuclear weapons typically have yields measured in the hundreds of kilotons: their blasts are equivalent to letting off hundreds of thousands of tonnes of high explosive. Tactical nuclear weapons can weigh in at a few kilotons, or less. The yield of a B61, an American weapon with a variable yield, can be “dialled down” as low as 0.3 kilotons if it is to be used as a tactical weapon. The explosion of a few thousand tonnes of badly stored ammonium nitrate in Beirut in August 2020 showed how terrible such blasts can be. But they are far less devastating than those of the weapons used in all-out wars.

Russia is thought to have thousands of non-strategic nuclear weapons; it views them as a way of compensating for NATO’s strength in advanced conventional materials such as precision-guided weapons. There are 100-200 B61s at NATO airbases in Belgium, Germany, Italy, the Netherlands and Turkey, despite America's armed forces generally thinking such things of little value on the battlefield. Their presence is held to give those European allies a direct stake in America's nuclear umbrella, thus making it more credible.

The availability of these weapons is part of what makes the second, indirect, route to the use of nuclear arms frightening. This involves Mr Putin broadening the conflict into one in which NATO forces are directly involved in a way that they have so far resisted—not least because of the nuclear risk inherent in such a confrontation.

One fear is that Russia might directly attack arms depots or shipments on the soil of a NATO member state, such as Romania or Poland. Russian spies have covertly attacked such depots in Bulgaria and the Czech Republic in recent years. On March 12th Sergei Ryabkov, Russia’s deputy foreign minister, said arms convoys were “legitimate targets”. If the country thus attacked called on its allies to treat the aggression as a trigger for Article Five, the alliance’s mutual-defence clause, NATO might decide to respond with reprisals against Russian forces in Ukraine, if not against forces in Russia itself.

   The worst fear

Another possibility is that Western countries may act on internal pressure to try to stop the bloodshed, especially if the war in Ukraine escalates—for example with the use of chemical weapons. Spurious Russian allegations that Ukraine has such weapons might set the stage for a false-flag operation that Russia uses to justify yet more harsh retaliation. Such tactics would spread terror among Ukrainian civilians and signal to NATO that Russia intends to stop at nothing. At the same time it would put “immense pressure on NATO to compel Russia by use of force to stop such attacks,” says Oliver Meier of the Institute for Peace Research and Security Policy in Hamburg.

Mr Meier sees “uncontrolled escalation as a result of mishaps, false flags or misunderstood signalling” as the most likely routes to disaster. Mishaps are, after all, a fact of life, and people at or on the edge of a war get nervous. On March 9th, as if to provide a worked example, a mistake during routine maintenance saw a nuclear-capable (but in this case unarmed) Indian missile fired into Pakistan, its nuclear-armed neighbour. India’s sheepish apology on the 11th would have been too little too late if tensions had been high.

Whatever chain of events might bring it about, the irradiation of even a sliver of Ukraine would be a shocking moment for Europe and the world. Western governments would face enormous pressure to respond. Yet to attack Russia in kind (rung 27: “Exemplary Attack on Military”) would be to invite further nuclear use against American and European cities (rung 29: “Exemplary Attacks on Population”). Khan had 15 further rungs in which the adversaries traded forces and cities with ever more abandon. The doctrine of mutually assured destruction suggests that, once cities are being lost, things will quickly get up close to rung 44: “Spasm or Insensate War”.

The alternative of attempting to bring Mr Putin down using only conventional weapons, though, would not necessarily see him abide by the same constraint, especially if the attempt to dislodge him seemed close to success: back to those topmost rungs. But to do nothing might well prove intolerable; the need to show that nuclear weapons did not allow impunity could prove overwhelming.

A series of war games which took place during the Obama administration hint at the range of possible responses. In “The Bomb: Presidents, Generals, and the Secret History of Nuclear War”, Fred Kaplan, a journalist, describes the war gamers’ response to a scenario in which Russia invaded a Baltic state and fired a tactical nuclear weapon at a German base to halt the NATO fightback.

   By the pale afternoon

When one group of generals and senior advisers played out this scenario Colin Kahl, then Vice-President Joe Biden’s national security adviser, argued that it was better to keep fighting conventionally and isolate Russia diplomatically. His advice was taken. When cabinet secretaries and military chiefs played the same game a month later they decided to nuke Belarus, even though it had no involvement in the war.

In all this, it is important to distinguish relative risk from absolute risk. The chances of an escalating confrontation leading to the use of nuclear weapons in Europe are higher than at any time since 1962. That does not mean such a development is likely. For Mr Putin to escalate the war in a way which brings in NATO would be to invite a decisive defeat in Ukraine; to plan on staving off that defeat by nuclear means would be to risk massive retaliation.

But the stakes are higher—perhaps existential—for Mr Putin than for his Western opponents. “Direct confrontation between NATO and Russia is world war three,” warned Joe Biden, America’s president, on March 11th. That made it “something we must strive to prevent”. Mr Putin might think there are rewards to be gained by looking less committed to that prevention.

Thomas Schelling, an economist and nuclear strategist, once observed that deterrent threats were “a matter of resolve, impetuosity, plain obstinacy”. These were not easy qualities to fake, he noted: “It is not easy to change our character; and becoming fanatic or impetuous would be a high price to pay for making our threats convincing.” A man who invades Ukraine without telling most of his ministers or his troops that he is about to do so has already established his character.

For some Western officials, this asymmetry in character and reward underscores the need for a swift settlement even if it favours the Kremlin. Others note that just saying such things gives Mr Putin an advantage that he will press until he is firmly pressed back against. “NATO’s fear of a nuclear exchange as the inevitable [end of the line]…has been ruthlessly leveraged by Putin,” laments John Raine, a former British diplomat. “He has used it to create a very large space in which he can wage conventional war in Europe without a military response from NATO.” The danger is that Mr Putin tries to enlarge that space further—or misjudges its bounds. ■
bgmt: (Default)
2022-03-10 11:55 pm
Entry tags:

(no subject)

Как возникает фашизм, интересовало очень многих в разное время. Ханну Арендт, Умберто Эко, Стругацких и ещё тьму человек. Для меня интереснее всего Стругацкие, потому что они, как это кощунственно ни звучит, ни разу не демократы, а значит, смотрели несколько иначе. Стругацкие - единственный полностью доступный для исследования случай эволюции взглядов в результате умения обучаться на фактах. (Переписка Стругацких).
Я много раз в разговорах говорил, что в РФ не фашизм, как бы строй ни был отвратителен. Ну, скажем, в Саудовской Аравии ж не фашизм?
И вот в одночасье - он стал. Последним элементом, который ещё не распространился "в народе" явно, как высказывание, (хотя в скрытом виде вполне), который готовился очень долго, а в речах появился только что, стала идеология. Великая Русь, которую нужно срочно заново собрать и никогда больше не терять, иначе предки нам не простят.

Без этого никакое зеркальное сходство текстов Гитлера перед захватом Польши и Путина при вторжении в Украину - ещё не фашизм.

И даже увлечение Путина Ильиным - ещё не фашизм, а просто интерес к нему.
А с середины февраля - оцепенение и ощущение, что вот вчера фашизма не было, а сегодня он есть.
Это была присказка. Кто не согласен, не читайте дальше.
Тут же это ощущение породило слова про то, что никогда такого не было. Ну или было, но при Сталине. Но нам уже объяснил гениальный Черномырдин, что никогда такого не было, и вдруг опять. Как всегда, он прав.
Ненависть к Путину зашкаливает, и я её, безусловно, разделяю. Я тут разговаривал со старым питерским другом, первое, что он сказал - "знаешь, я никогда в жизни никого так не ненавидел".. И не надо было объяснять, кого.
Но только эта ненависть преобразуется в ощущение, что если бы не Путин, то...
Я даже не буду здесь настаивать на том очевидном для меня утверждения, что не Путин создал сегодняшнюю Россию, а Россия создала Путина. (Я помню - пусть отсюда, но я же разговаривал с питерскми и московскими жителями! - 2000 год. Трудно забыть, как страна проголосовала за КГБшника, а прекраснодушные как бы демократы говорили, что выборы были фальсифицированы - представляете, если бы не были фальсифицированы, то Путин бы победил не в первом, а во втором туре!)
Про Грозный, слава те господи, вспомнил не только я. Хотя всё равно мало кто.
Но ни разу за эти две недели я не читал про Югославию.

Была югославская война. Она началась с того, что сербская армия обстреляла из артиллерии Дубровник. Потом - не помню сразу ли - она пошла на Словению, но на территории Словении войны почти не было, словенцы отбились быстро. Дальше она стала передвигаться по бывшей Югославии, как бы дезавуированная Сербией: я не помню, когда Сербия признала, что эта армия - её, но очень не сразу. Дальше Милошевич стал говорить про Великую Сербию. Мало кто помнит, но столица Боснии и Герцеговины, Сараево, была балканским Парижем, городом, где было хорошо жить всем. (Как и Бейрут когда-то). В Югославии было достаточно дикарей повсюду, но только сербам была нужна чужая территория и Великая Сербия. (Хорватия тоже скалила зубы на земли, где жили и сербы, и хорваты, но на её счастье зубы оказались недостаточно остры).Сербский миф сильнро отличается от русского, его легко почувствовать у Павича и у Кустурицы, он живее и, наверно, привлекательнее - русский миф какой-то с самого начала с мертвечинкой, а тот - нет. Сколько было убито народу, мне лень смотреть. Авось до этого сейчас не дойдёт. Милошевич был ничем не менее похож на Гитлера, чем Путин.

Это про Сербию. А тем временем в совершенно не путинской России число людей, которые были на сербской стороне, зашкаливало. Милошевич был у них жертвой, добровольцы (в том числе Лимонов) ездили туда воевать на сербской стороне, Сребреница была объявлена западным враньём и провокацией (ну да, украинские националисты сами разбомбили больницу и роддом), подлые американцы разбомбили Югославию (только почему-то .сербы сами так не думают), и непутинское правительство РФ в ООН голосовало так же, как Америка и Европа, а внутри страны поддерживало просербскую агитацию. И в этой агитации идея Великой Сербии отнюдь не скрывалась - песня "нас с русскими 300 миллионов" была широко известна. (Правда, потом выяснилось, что русские нужны сербам только в этой ситуации, а в прочих - у них свои интересы, ну так младший брат всегда предаёт, но ты всё равно его любишь...) (Тут кстати небезынтересно это ощущение про" младшего брата". Сербская культура на несколько веков старше Киевской Руси).

То есть заготовка сегодняшней ситуации начала складываться тогда. Не как государственный проект, а как миф. Этому мифу тогдашнее допутинское государство не противодействовало никак, скорее прямо наоборот.Путин взял страну, в которой семена сегодняшнего дня уже прорастали. Массовое убийство чужих не пугало. Говоря про Афганистан, цитировали, как жутко много там погибло русских. Говоря про Грозный, не говорили даже этого, потому что русскими были и солдаты федеральных войск, и половина жителей города. То есть массовое убийство своих проходит на ура: в момент, когда их начинают убивать свои же солдаты, жители перестают быть своими. Как на Украине сейчас жители Харькова под русскими бомбами говорят по-русски, так и в Боснии и Герцеговине воюющие говорили на одном языке. Там это называли гражданской войной, но это было неправдой, потому что на одной из сторон была большая и сильная страна. Тут это никто не воспринимает как гражданскую войну, и это скорее хорошо, хоть одним мифом меньше.

У меня нет времени этот текст переписать и сделать короче и ёмче. Но вывод - нет, не в Путине дело. В нём тоже, и, конечно, хорошо бы товарищи Чейн со Стоксом не отлынивали от долга перед человечеством, потому что ядерная опасность - это уже лично Путин. Но вся ситуация, и готовность населения к фашизму - нет, не Путин это создал, он только воспользовался.

И значит, всё ещё гораздо хуже. Если его вдруг не станет, никакое светлое будущее не настанет. Дефашизация России может произойти только в условиях долгого мирного и благополучного существования при полном отсутствии имперской идеологии в медийном дискурсе. Поколеньице-другое. Помечтаем? Черномырдин вам в руку..

ЗЫ Перечитайте ещё раз https://web.archive.org/.../20220226/rossiya-1775162336.html.

Напоминаю - это кэш статьи, которая должна была быть опубликована 25 февраля, после быстрой победы, была заранее заготовлена, но снята. Медведев в речи, впрочем, сказал примерно это же.

ЗЫЫ Незадолго до начала югославской войны (которая была, в начале, почти бескровной, мирных жертв было мало, примерьте на сейчас...) я видел на Конкорде автобус с сербской надписью "Jединство врање". Переводчик мне говорит, что это значит "вороны единства", очень странно, но переводчику виднее. Читалось это, конечно, как "единство - враньё". Так и оказалось
bgmt: (Default)
2022-03-06 01:40 pm

"Мои сыновья не пойдут на войну". Стихи к Украине Татьяны Вольтской


Мама, мама, война, война!
Эхо в сердце – вина, вина.
Загорелся Херсон к рассвету –
Мне за это прощенья нету:
Подожгла-то – моя страна.

Это с нашего большака
Серых танков течёт река –
Это я их не остановила,
И поднимут теперь на вилы
С нашей улицы паренька.

Мама, мама, из-за меня
Нашим хлопцам кричат – русня,
Убирайтесь, мы вас не звали!
И друзья ночуют в подвале
В милом Харькове – из-за меня.

И в Жулянах горят дома.
Я, наверно, схожу с ума –
С каждым выстрелом по Украйне –
Петербург и Саратов ранен,
И мой дом накрывает мгла.

Это я виновата, я,
Что с убийцею, страх тая,
Проживала в одной квартире:
Вот стоит он мире, как в тире,
Карту комкая и кроя.

Мама, мама, война, война!
Эхо в сердце – вина, вина.
Кто горит, кто убит, кто ранен?
С каждым выстрелом по Украйне –
Убывает моя страна.



https://d1e6t2g7k08m8d.cloudfront.net/a/moi-synovjya-ne-poydut-na-voynu-stihi-k-ukraine-tatjyany-voljtskoy/31735886.html

Читайте на нашем сайте
bgmt: (Default)
2022-03-02 11:54 pm
Entry tags:

несвоевременные мысли

В ситуации с Украиной есть всё же нечто постыдное совсем в другом смысле, чем тот, который сейчас муссируется.
Это вовсе не первая война, развязанная Россией. Это совсем не самая кровавая война, развязанная Россией (пока что, в ожидании A-bomb. Но там будет не кровь, а пепел).
Не надо притворяться, что СССР не Россия; СССР начал войну в АфганистанеБ Википедия: "Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным исследователя афганской войны из США, профессора М. Крамера: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,7 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну».
Россия начала чеченскую войну 1994 года. По форме это уже должно было бы запретить ей противодействовать любым подобным кампаниям в других странах (что относится и к Грузии в 2008, и к Украине с Донбассом. Если Россия имеет право усмирять непокорную провинцию, то, видимо, и другие имеют такое право. Но только вот число жертв...
Россия ("федеральные войска") разбомбила город Грозный, в котором к тому же в этот момент было мало чеченцев и много русских. Казалось бы, смотря на то, как русские беспокоятся о судьбе русских и повторяют "русские своих не бросают", это должно было вызвать миллионные демонстрации. Ан нет. Ровно так же, как судьба русских в Прибалтике много кого очень волновала и волнует, а судьба русских в Средней Азии - нет. Беженцы оттуда (а это-то были реальные беженцы!) вовсе не встречались как родные. (Кто не читал, очень рекомендую книгу Волоса "Хурамаббад". Хорошая литература к тому же).
Сколько людей погибло в Первой чеченской, видимо, не знает никто. Кажется, между 50 и 100 тысячами. Как-*то многовато для "наведения конституционного порядка" вроде бы. Кстати, сейчас, видимо, мало кто уже понимает, что нынешний облик Чечни - результат двух войн. Что было бы, если бы дудаевскую Чечню оставили в покое, я не знаю. Хуже уж точно не было бы, хуже не бывает. Но и что было бы сильно лучше, тоже не факт. Вот только все эти люди с двух сторон не погибли бы.
Так вот, нынешняя прекрасная реакция на войну в Украине всё же чуть запоздала, мне кажется. Ничего похожего не было не только в 1980 году - там, конечно, можно сказать, что против советской власти переть было самоубийством (однако в 1968 году всё же нашлись люди, вышедшие на площадь! Вышли ли бы они, если бы это была не Чехословакия, а какой-нибудь там Чуркистан?). Но в 1994 году протестовать было легко и просто. Ну да, Немцов собрал миллион подписей. Но где эти толпы протестующих? Где призывы к немедленной отставке преступного правительства? Или я тогда что-то пропустил? Ведь не винтили, и газеты всё печатали, так ведь?
Путин стал Гитлером только сейчас. А во вторую Чеченскую его так не называли. А в Первую Чеченскую никого так не называли.
То есть приходится признать, что тшурки не кхокхлы, кхокхлы не тшурки (авось Цукинсын не прочтёт буквосочетаний). Одни нас касаются кровно, а другие вовсе нет. Можно установить коэффициент: сколько надо убить одних, чтобы это было преступлением, равным убийству ста других. Мне это довольно неприятно. Потому что между этим и идеей Русского мира расстояние есть, но не астрономическое. Изменить это вряд ли можно в представимое время, но помнить вот полезно.
Мне кто-нибудь скажет, что это рассуждение верно, но не своевременно. А по-моему, именно своевременно. Всегда надо смотреть на себя немножко со стороны и сверху. И тем более - в, извините, судьбоносные моменты истории.
bgmt: (Default)
2022-03-02 08:21 pm
Entry tags:

о гигиене

о гигиене общения в Мордоре:

пока что я понял, что Signal сильно лучше whatsApp-а в смысле безопасности, тоже бесплатен, устанавливается в два счёта.

Что  в WhatsApp-е следует пойти в Options (paramètres), Account , Security   и задействовать там выключенное по дефолту Show security notifications. В таком случае при смене ключа на второй стороне у вас будет появляться сообщение. Это значит либо что ва корреспондент сменил телефон физически, либо что посредине завёлся кто-то.

что несравнимо легче перехватить уже расшифрованный на другом конце голос, чем текст.. Пишите нам, пишите.

что вытянуть ключ с телефона, если его забрали, легко в старых моделях и трудно в более новых. И, конечно, отдавая телефон (а это, скажем, только что произошло с моим знакомым, задержанным в Москве) , его надо выключить, иначе и говорить не о чем.

Степень защищённости гмейла мне ясна не стала. Похоже, что он как бы защищён: если сервера на пути поддерживают полную защиту, всё в порядке. Но достаточно, видимо, посредине случиться серверу, который скажет "а я не могу", чтобы защита была ослаблена. И об этом вам не сообщит никто. Но возможно, что это не совсем так. Я не знаю.Гугл его знает.

Возможно, всё это станет совершенно несущественно ещё через несколько дней.





bgmt: (Default)
2022-02-28 11:15 pm
Entry tags:

(no subject)

Кирилл Рогов, в ФБ сегодня:

Один миллион 32 тысячи человек подписали петицию "Нет войне!", созданную на Change.org правозащитником Львом Пономаревым (задержанным сегодня в Москве). Это почти 1% взрослого населения России.
Это мало. Но это самая масштабная петиционная кампания в России. Только за последние три часа ее подписали 23 тысячи человек. При всем моем скептическом отношении к таким петициям, при таком размахе кампании она, безусловно, имеет смысл и приобретает характер политического события. Поэтому мне кажется очень разумным пойти и отметиться там, рассказывать о такой возможности другим и проч.
(ссылка в первом комментарии)
Не менее важны и корпоративные петиции. Так, например, сегодня появилась петиция ученых-политологов, под которой я поставил свою подпись (ссылка во втором комментарии) и которая появилась вслед за петицией экономистов (ссылка в третьем комментарии).
Все это по отдельности выглядит ничтожным усилием, но лучше, когда оно есть, чем когда его нет. И вместе такие ничтожные усилия создают тот фон, который имеет смысл и значение.
Да и просто нельзя не сказать и мы, жители России, просто не имеем права этого не повторять: НЕТ ПОЗОРНОЙ ВОЙНЕ



bgmt: (Default)
2022-02-28 11:02 am
Entry tags:

уровень профессионализма

via Ольга Бакушинская (ФБ)

РИА случайно опубликовали заготовку к победе России 26 февраля. Статью удалили, но кэш остался. Она прекрасна.

https://web.archive.org/web/20220226051154/https://ria.ru/20220226/rossiya-1775162336.html

bgmt: (Default)
2022-02-27 10:53 am
Entry tags:

(no subject)

Я прошу высказаться тех, кто реально разбирается в информатической безопасности. А не таких как я.
Я считал (читал), что ватсап - абсолютно защищённая система. Сегодня это крайне важно: слушают ли твой разговор с российским жителем, может ли такой разговор оказаться для него завтра или послезавтра роковым?
Мой друг, приборист, просто посмеялся. Слушай, говорит, вот тут твой голос, в моём телефоне. Как можно помешать российскому оператору (и действующим через оператора) услышать этот голос, уже после расшифровки вотсапом?
И я не знаю, как. Если мы знаем, что телефон нас и так слушает - но до сих пор это был Гугл - то почему бы и не тут?
bgmt: (Default)
2022-02-26 12:53 pm
Entry tags:

(no subject)

Пост Олега Проскурина в ФБ:

В последние дни мне не раз встречался в социальных сетях текст без названия, но за подписью: Эрих Мария Ремарк. (NB. Впервые текст стал распространяться весной 2014 года, но - по понятным причинам - сейчас он получил куда более широкий резонанс). Этот текст - не что иное, как подборка фрагментов из позднего романа Ремарка "Ночь в Лиссабоне" (в переводе Ю. Плашевского). Один из героев рассказывает о своей тайной поездке в Германию после пятилетней эмиграции. События рассказа приурочены к 1939 году. (Ниже воспроизводится не тот текст, что распространяется в интернете - и несколько отступает от первоисточника, - а аутентичный текст перевода):


Почему-то принято признаваться в симпатиях к Ремарку с какой-то извиняющейся улыбкой: мол, давно было дело, романтизм, грехи юности… И совершенно, по-моему, напрасно. Если собственно "романическая" составляющая сюжета в большинстве романов Ремарка действительно кажется несколько "морально устаревшей" (так и в "Ночи в Лиссабоне" драматическая любовь – далеко не самое интересное), то дух и атмосферу времени он умел передавать как мало кто. Для русского читателя его наблюдения особенно любопытны и поучительны, потому что с конца 20 века России пришлось пройти путь если и не тождественной пути Германии после Версальского мира, то во многих отношениях с ним сходный. Помню, в начале 1990-х я впервые читал "Черный обелиск" - и поражался тому, до какой же степени описанная Ремарком атмосфера Веймарской Германии похожа на то, что я видел вокруг себя. Что ж, пришло, значит, время находить параллели и с Германией иной эпохи…
bgmt: (Default)
2022-02-26 12:25 pm
Entry tags:

(no subject)

Не хочется называть трагедию фарсом, но эта война всё же, при сравнении с Второй мировой, фарс.
1) У Гитлера была совершенно определённая цель. Он хотел завоевать земли на востоке и страны на западе. Он понимал (и во время войны осуществил во многом), как будет организована оккупация. Ему, слава богу, это не удалось, но в этом аспекте он не был сумасшедшим.
У Путина цели нет - если не считать целью глобальную ядерную войну; но если бы это было его целью, то он мог её начать несколько проще. Завоевание Украины значительно менее возможно, чем завоевание Чечни, а завоевание Чечни не удалось - во Второй чеченской победила, на поверку, кадыровская Чечня, и это задним числом единственный случай, когда по сумме лучше бы уж победил агрессор. Разве что считать целью Путина уничтожение России как страны? Этот итог возможен, вполне. Внутренними силами, не антивоенными, не демократиекими и пр.., а просто центробежными и желающими спасти свой кусок территории. Ер всё же вряд ли Путин этого хочет, правда?
2) Воюющая страна, в которой - пока что - выходят с шапкой иностранного агента, но выходят издания, стоящие "на стороне врага". В которую пока что можно звонить и обсуждать сходство путинской РФ и гитлеровского Рейха. В которой люди возмущаются, что замедлили ФБ и что задерживают на демонстрациях - задерживают тех, кто поддерживает тех, кого по другую сторону границы убивают российские войска. Мне тут тут же скажут слово "гибридный", но это всё равно проще назвать фарсом. Кровавым, но фарсом.
Мы все сокрушались, что люди боятся и тем самым не ставят преграды режиму. Но оказалось, что очень многие - хорошо бы понять цифру - пока не очень боятся. Если силовики составляют списки, все эти люди попадут в лагерь завтра или послезавтра. Но пока они говорят вслух.
Можно продолжать. Можно ли понять - не знаю. А стоило бы, потому что от понимания зависят действия.
Мой приятель в Лондоне посмотрел на запросы в Гугле по-английски. На первое место выходит "will there be a war, will there be a nuclear war, will there be a war with Russia". Это, конечно, не шибко умные люди ("я спросил у Гугола..."), но однако.
Если большой войны (приходится эту называть не большой) не будет, то встанут другие вопросы. И экономические, конечно, очень встанут - только экономика стала оправляться от ковида - но и совсем другие. Какие страны перестанут выдавать визы нашим друзьям, не интересуясь их позицией по Украине. Продолжит ли РФ вообще выпускать своих граждан за границу. Можно ли будет тем, у кого в России старые родители и пр., туда ездить. Можно ли будет звонить -я сейчас звоню по вотсапу, но его погут прикрыть. В защищённость гмейла я не шибко верю. И так далее.
bgmt: (Default)
2022-02-26 12:24 pm
Entry tags:

(no subject)

В ФБ - который ещё пока доступен жителям РФ - нельзя писать некоторых слов. Так как я хочу это поместить и в ЖЖ, и в ФБ, придётся слово пропустить.

Я предпочёл бы, чтобы их всех не сразу, как Чаушеску. Я предпочёл бы, чтобы они сидели в клетке на очень долгом суде, который бы транслировался на весь мир и стал бы стандартом на будущее, как Нюрнбергский. Я предпочёл бы, чтобы их приговорили не к комфортабельной камере, а к долгим пожизненным мучениям. Но это мечты, они не сбудутся, и слава богу: практически я, прямо наоборот, надеюсь, что более здравомыслящие соратники найдут шарфик, табакерку, «новичок» или полоний в обозримом будущем, лучше прямо завтра. Справедливости будет меньше, потому что этих здравомыслящих придётся признать новой законной властью, что бы на них ни висело, а висит уж точно. Но людей умрёт меньше, чем если ждать. И если им нельзя будет на это рассчитывать – что им всё прошлое спишут ,- они этого не сделают, а сделать надо.
Кто-то в среду написал в ФБ, что со этого дня Россия перестала быть страной, победившей нацизм. (А она была ею, несмотря на Сталина. С точки зрения воевавших, которые могли сколько угодно кричать «за Сталина», но воевали они с реальными орками). Победа аннулирована. Россия стала страной – прямой наследницей гитлеровской Германии. Это необратимо. Какие бы светлые времена ни настали, не будет «прекрасной России будущего», которая снится Навальному, скажем. Будет страна, на которой останется эта кровь. Это очень плохо для России, но это ещё очень плохо для всего мира, и сделать ничего уже нельзя.

Почему эта? Ведь в прошлом было ничуть вроде не лучшее. Грозный 1994 года уж точно не лучше. Афганистан, говоря про который, почему-то обычно приводят число русских гробов, а не число убитых жителей, поинтересуйтесь сколько, - гораздо большее преступление с точки зрения внешнего наблюдателя. Но последствия для души страны так не измеряются, они управляются не разумом и не фактами, а коллективным и представлениями, и, как ни жаль, для коллективного представления убийство афганца или чеченца не то же самое, что убийство украинца. Хотя, кстати, я (мне не доказать, конечно: не было сети) в 1994 году отсюда, из Франции, говорил, что Чеченская война гораздо дороже обойдётся России, чем Чечне. Про Чечню я в конечном счёте оказался неправ, хотя Кадыров всё же результат не первой войны, а второй, - а про Россию прав. Россия, уважающая человеческую жизнь, в 1994 году окончательно не состоялась. Возможно, мы сейчас тоже за это платим.

Так вот, сегодняшняя война, вне зависимости от дальнейших событий, это самая большая катастрофа для России как страны за очень долгое время и на очень долгое время. Вот это идущее сейчас наступление на Киев. Слово «Киев» звучит иначе, чем слово «Грозный». Вспомнил [livejournal.com profile] green_fr :

«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война»
Ну вот и второй раз.
Интересно, что пока вроде никто – включая всё всем умеющую объяснить Екатерину Шульман – не нашёл термина для путинского государства. Очень хочется назвать его фашистским, но по куче параметров это не так: нет Партии, нет
идеологии, если не считать победобесия или паранойи «нас никто не любит и все нам хотят зла», но оба они не тянут на идеологию, потому что не описывают будущее. И у Сталина, и у Гитлера была цель. В меньшей степени у Франко и Салазара, ну так они и являлись менее ясными версиями фашизма. Путинское государство – государство с опорой на быдло. Быдло есть во всех странах, и, вероятно, в схожих пропорциях, но в России оно сделано опорой режима. Путинское государство – не клептократия (прости, Навальный) и не автократия. Но оно и не охлократия. Это новое слово в истории. Оказалось, что чтобы быдло поддерживало и производило людей, которые его вроде обкрадывают, не нужно орвелловского телескрина и Партии с Внутренней партией. И не нужно искоренять небыдло, оно всё равно ничего не сможет. Гораздо дешевле изолировать и изредка убивать кого надо, чем предупреждать их появление. Этого никто не предсказывал, и мне кажется, Войнович тоже. Ближе всего в социальном описании Сорокин, но он уже присутствовал при развитии этого, и у него нет политических следствий.

Теперь мы видим цену политологии и политологам. Если бы сегодня было предсказано, его можно было бы избежать. Не верьте не только тому, кто скажет «я знаю, как надо», но и тому, кто скажет «я знаю». Think twice.
bgmt: (Default)
2022-02-06 11:50 pm

из декабрьского ФБ

(Если кто не знает, Марио Корти, итальянец, был директором русской службы Радио Свобода в те былинные времена, когда Радио Свобода было интересным и нетривиальным источником информации. То есть, конечно, эти времена - былинные по сравнению с нынешними, а до того - до того были времена, когда на "Свободе" выступали Синявский и Розанова, Галич и Максимов, а ещё до того были времена, когда на ВВС был Анатолий Максимович Гольдберг... ну да всё равно ж никто не поверит, чего напрасно рассказывать.)

Mario Corti
December 9, 2021

АНТИВАКС ANTE LITTERAM

Тирольское восстание 1809 года. Представляют его как борьбу тирольских патриотов против гнета наполеоновских и баварских оккупантов. Предпочитают умалчивать, что одна из причин восстания (если не главная) было неприятие обязательной прививки от оспы, введённой баварскими властями. Одним из самых ярых противников вакцинации был организатор и руководитель партизанской войны Андреас Гофер, казненный впоследствии в Мантуе.
bgmt: (Default)
2022-02-06 08:01 pm
Entry tags:

полная запись выступления Сокурова 10, кажется, декабря.

Я это помещаю (перепост из моего ФБ) не для обсуждения, а для наличия записи. Момент прошёл, обсуждать,  в чём кто с Сокуровым согласен, а в чём нет, уже незачем.

bgmt: (Default)
2022-02-06 07:56 pm
Entry tags:

(no subject)

Утёсов читает "Контрабандистов", via [livejournal.com profile] huli_tam

bgmt: (Default)
2022-02-06 07:52 pm

Цинцинатский зоопарк

Меня в ФБ забрасывают фотографиями из Цинциннатского зоопарка, и я еле удерживаюсь, чтобы не перепощивать все. Вот, скажем. Звезда - молодая бегемотица Фиона.