Entry tags:
Вечно живые, или мир как карусель
С подачи Alexey Diomin (ФБ) я посмотрел мультик о Чиполлино, 1973 года (https://www.youtube.com/watch?v=o6xQDChpUR0). Я так же поражён, как он. Это совершенно подрывной коммунистический мультик! (Если кто по молодости лет не знает, Джанни Родари был знатный итальянский коммунист). Вы только подумайте, власть грабит и беззаконно творит насилие, выступающие против власти и законного порядка - все симпатичны и прекрасны, представители власти кто гнусен, кто смешон, и совершенно единственное, что как-то смущает, это что бунтовщики побеждают. Нереалистично, если посмотреть на навальную действительность. Ну это, наверно, надо списать на коммунистическую пропаганду.
И вот Дёмин спрашивает, как же этот мультик мог появиться в 1973 году. Впрочем, он его не видел (я тоже), так что, может, он не широко появился, я не знаю. Но вот что сейчас он тянет на (нужное подчеркнуть), это точно.
И тут же оказывается, что власти отнюдь не дремлют. Запретили! Сейчас! (Ну. то есть широко понимаемое сейчас. 2019 год). Спектакль! https://l.facebook.com/l.php...]-R&c[0]=AT3EZGNgKq7G7vRK4PPH2oSb1wxL1AA_dnjUBGBBofWXr8zW6qBorqecnF5_22QtY8vTcusfuIvdD2y8U4r8IdPTt3Yop_neG_5lJnS1KQE4mIxQs3mDSE1UzgPK0CSpZuWFOYlvYDM3s24q7sE
no subject
no subject
Кто-то недоумевает, как в коммунистической стране СССР мог появиться мультик, бичующий капитализм?
Гм.
no subject
Впрочем, они все кончили тем, что вышли из партии в конце 70х-начале 80х. Но до того состояли в ней долго. Во французской, Карл! Которая была куда послушнее, чем итальянская.
Я могу также сообщить, что вообще-то продававшиеся в киосках газеты l'Humanité и l'Unità продавались не всегда. Иногда они бичевали не то. Совсем не то.
Мир сложнее, чем.
no subject
Именно так объясняли в СССР. Что книги Родари — о капитализме. Разве это не объясняет, почему по его книге сняли мультфильм?
no subject
Мультфильм показывали широко, я прекрасно помню. И вообще Джанни Родари был во всём разнообразии.
Так и "Три толстяка" были популярны и "Незнайка на Луне"
Предполагалось же, что "это другое", что в СССР Чиполлино (Буратино, Тибул с Просперо...) уже победили.
Это потом стало доходить.
no subject
Вот — как бы другое, но всё равно: — почему почти никто не видел "До свидания, мальчики"? Что там не так? Там ведь они с верой в глазах идут в военное училище, там мать искренняя большевичка (та, которую он больше никогда не увидит), что? Но они-то чувствовали, что.
Мы всё про фигу в кармане говорили. Фигу они как раз иногда чувствовали там, где её не было. Но куда хуже — просто искреннгость. Безо всякой фиги. Строй стоял на лжи, неложь опасна.
Действительно ли Ромм хотел в "обыкновенном фашизме" намекнуть на СССР? Я сильно сомневаюсь. Но увидели.
Так вот, "Чиполлино" с очевидностью не ложь. Только не про ту страну.
no subject
no subject
В 60-х еще пахло оттепелью, для запретов еще требовались логические обоснования. Конечно, в спорах нужна была цитата из Ленина, но чтобы что-то протолкнуть мастера находили нужное. Откровенный цинизм власти вышел на сцену чуть позже. После 68 года, я так думаю потекло помаленьку. Но не настолько, чтобы публично в Чиполлино сомневаться.
no subject
Про саму по себе ложь тоже сомневаюсь.
Идейные коммунисты вызывали опасения у партийной номенклатуры уже в эпоху позднего застоя. Судя по тому, что я читал, до 60х в них вовсе не чувствовали угрозы.
Мультфильм старый, 61 года.
no subject
В "полном собрании" Ленина не было очень многого.
Да, идея, что народ может скинуть злодеев у власти, не была под запретом, и верно, что она не проецировалась на СССР (кстати. и людьми тоже). Т.е. частично я согласен: "Чипполино" мог восприниматься как безвредное. Но вот что идейные коммунисты не вызывали... Да вы что. Идейный — это который читает Владимира Ильича и делает выводы. Я думаю, что вы просто таких не застали. Они повывелись в семидесятых. А в шестидесятых — вполне. Было совершенно неясно ещё, что экономические системы несравнимы по эффективности. Жить становилось лучше, вот только искажения идеи мешали. На Чехословакию, ксати, какие были надежды... Это сейчас принято считать, что никакого социализма с человеческим лицом чехи не хотели и просто притворялись, а хотели как на Западе. Тогда на такое покрутили бы пальцем у виска. Прага была тем светлым будущим, которое отняли. И такие люди тоже называли себя коммунистами, как же с ними не бороться?
В 61 году — в меньшей степени, но в 61 году надо было подавлять неразрешённое копание в истории. Вот скажет ЦК, что что-то было, тогда и говори. А идейные коммунисты очень любили копаться в истории.
Однако про конкретно вещи типа "Чипполино" вы, возможнг, правы. Хотя про ложь — прав я.
no subject
no subject
и три толстяка (https://www.youtube.com/watch?v=Ku8lTvNBcXo) вполне доступны заинтересованным зрителям ;))
no subject
no subject
"в московском театре на Таганке из сюжета музыкальной сказки «Чиполлино» убрали фрагмент, где в конце происходит революция."
Это 2014 год...
no subject
У Родари был ещё «Джельсамино в Стране лжецов». Даже фильм в СССР сняли. Вот там параллели можно было провести более строгие.
no subject
В моём мироощущении тогг врвмени, любое свободное искусство противоречит советской власти. Власть была казённа и косноязычна. Власть не любила смелости и самостоятельности, на что бы они ни были направлены. Подозрительно. Можно, когда это где-то-там: ну вот ранний Кастро, это можно. Но у нас? У нас собака Джульбарс, пионер, задерживающий шпиона в точности как каждый пионер должен задержать каждого шпиона, который непременно спросит, как пройти к станции; у нас всё идёт по одобренным рельсам.
no subject
no subject
Когда они сталкивались с реальным СССР, они испытывали шок. Это случилось с Назымом Хикметом, с Корваланом, с сыном Мориса Тореза, когда он попал в Артек, с совершенно рядовыми французскими и итальянскими коммунистами, когда они попадали в страну своей мечты. (Особенно если они знали русский). Я таких знал.
В Париже была выставка советского искусства с 1917 года до смерти Сталина. Большая часть экспонатов была из начального периода. Очень интересная выставка, жаль, что её мало российских граждан видело. Из неё было легко сделать много неприятных выводов — скажем, что театр Мейерхольда очень сильно был похож на искусство фашизма, не в распространённом на коммунизм смысле, а в буквальном; что немецкое коммунистическое искусство очень слабо отличается от немецкого антикоммунистического искусства того времени (там был немецкий зал тоже); но и другой вывод — в начале всего этого художники, кинорежиссёры, архитекторы и пр. выражали ровно то, что им лично хотелось выразить.
Кстати, "Три толстяка" Олеши очень вряд ли писались под цензуру. Олеша не любил этих толстяков. Сам.