Entry tags:
текст к размышлению
На меня "новая этика" свалилась совсем недавно, как Трамп, как ковид (только что говорили, что человеку не передаётся, а и обернуться не успел, а вон уже знакомые болеют и даже умирают, и мы уже в другом мире. Но Трамп, авось, уйдёт из Белого дома (хотя его пол-Америки останутся...), и вакцина, авось, подействует (хотя мутации..._), а тут...
Поэтому вся описанная в тексте по ссылке история мне не только неизвестна, но частично и непонятна (я не освоил слова "деконструкция", у меня мозг не приспособлен, а уж что там писали Маркузе или Грамши, вызывало всегда у меня желание не знать; ну вот так другие отмахивались от понимания электричества (которое у маглов вместо магии, как известно), а тут вдруг пожар. Каюсь.)
И уж тем более я не могу согласиться или не согласиться с описанием истории процесса.
Но, показалось мне, надо это вывесить. Это пост ЖЖшного "собирателя нетривиальности" (в его понимании, но я часто согласен, формулировка моя) Иванова-Петрова, который его сделал из комментария другого юзера. Enjoy.
Wokeism: идеология (livejournal.com)
no subject
Надо, надо вывешивать такой текст. И с моей колокольни - надо воевать против того мира, который хотят построить эти люди. Я не смогу жить в этом мире. И надо воевать против того, когда расисты обзывают других расистами по рождению, и когда вводят процентную норму (сегодняшняя Калифорния и много где ещё), и против того, что одних нельзя обижать, а других можно, и против того, что на каждом висит тяжёлой гирей ярлык его невыбранной племенной принадлежности, и против презрения к тому, что достигнуто тяжёлым трудом, потому что теперь не надо тяжёлого труда - достаточно счесть себя представителем обиженных; и надо, хотя не выйдет, бороться против того, что называют себя левыми те, кто был бы отвратителен тем левым, которые между Первой мировой и концом двадцатого века построили впервые в истории мир, в котором стало можно жить. Всё, что мне нравится в нашем обществе, заслуга левых - только не этих . И не надо бояться того, что скажут "вы говорите так же, как..." , потому что очень многое, что говорили коммунисты против нацистов, было верно, и что говорили нацисты против коммунистов, тоже. Вообще не надо бояться случайно совпасть с врагом, это не делает его другом.
У меня очень жёсткая позиция по этому поводу. При этом я признаю, что часть вещей, против которых как бы борются представители новой этики, плохи. Это неудивительно. Большевики тоже не на пустом месте возникли, они боролись против очень плохого режима, куда худшего, чем сегодняшняя реальность. И победили, и построили намного худший.
no subject
no subject
no subject
no subject
https://www.facebook.com/oleg.roderick/posts/10101543574820901
no subject
no subject
no subject
В Америке пришлось побузить. Движение за права негров 60х не имеет ровно ничего общего, является противоположностью BLM. Оно было гуманистическим - движение за то, чтобы человека судили не по цвету кожи. Оно было антисегрегационистским, а BLM - сегрегационистское. И оно настолько сыграло роль, что появились Кондолиза Райс (которую я не люблю) и Обама (которого я люблю). Раньше, кстати, чем смог бы появиться президент-еврей или президент-открытый атеист.
За время, о котором я говорю, в Америке прекратилась дискриминация евреев (была очень сильна), китайцев и прочих азиатов (то же самое), не прекратилсь полностью дискриминация женщин, но движение шло в ту же сторону и пришло бы, потому что было связано с тем же нелюбимым снежинками механизмом: с личным преодолением препятствий. Этот механизм работает, свидетельство налицо. Это медленный процесс, потому что вливание в общество той части его, которая находится на другом образовательном уровне - всё равно, по культурным ли причинам или в результате дискриминации - не может произойти скачком. Хотя бы поколение должно пройти, обычно нужно больше. (Это не играло роли в отношении китайцев и евреев, потому что там образовательный уровень не был ниже. В Америке это касалось негров и испаноязычных).
Я очень люблю то, что по поводу негритянской проблемы в США говорили (разное) Армстронг и Болдуин. Про то же в мире говорил Сенгор, и я с ним не согласен, но я с ним не согласен как с умным собеседником, а не как с идеологом-популистом, которым он никогда не был.
Это был всё время улучшающийся мир, в котором становилось всё больше свободы для всё большего числа людей, и всё большее число людей определяло себя не как представителей групп, куда они попали по рождению, а самостоятельных личностей.
Вот этот-то процесс и находится сейчас под очень большой угрозой..
no subject
Вы знаете хоть кого-нибудь из участников движения 60ых, кто высказывал бы такую точку зрения?
Конгрессмен Джон Льюс незадолго до смерти (в июле 2020) демонстративно посетил Black Lives Matter Plaza в Вашингтоне. Его последний текст стал завещанием:
“While my time here has now come to an end, I want you to know that in the last days and hours of my life you inspired me. You filled me with hope about the next chapter of the great American story when you used your power to make a difference in our society. Millions of people motivated simply by human compassion laid down the burdens of division. Around the country and the world you set aside race, class, age, language and nationality to demand respect for human dignity.
That is why I had to visit Black Lives Matter Plaza in Washington, though I was admitted to the hospital the following day. I just had to see and feel it for myself that, after many years of silent witness, the truth is still marching on.
Emmett Till was my George Floyd. He was my Rayshard Brooks, Sandra Bland and Breonna Taylor. He was 14 when he was killed, and I was only 15 years old at the time. I will never ever forget the moment when it became so clear that he could easily have been me. In those days, fear constrained us like an imaginary prison, and troubling thoughts of potential brutality committed for no understandable reason were the bars.
Though I was surrounded by two loving parents, plenty of brothers, sisters and cousins, their love could not protect me from the unholy oppression waiting just outside that family circle. Unchecked, unrestrained violence and government-sanctioned terror had the power to turn a simple stroll to the store for some Skittles or an innocent morning jog down a lonesome country road into a nightmare. If we are to survive as one unified nation, we must discover what so readily takes root in our hearts that could rob Mother Emanuel Church in South Carolina of her brightest and best, shoot unwitting concertgoers in Las Vegas and choke to death the hopes and dreams of a gifted violinist like Elijah McClain.
Like so many young people today, I was searching for a way out, or some might say a way in, and then I heard the voice of Dr. Martin Luther King Jr. on an old radio. He was talking about the philosophy and discipline of nonviolence. He said we are all complicit when we tolerate injustice. He said it is not enough to say it will get better by and by. He said each of us has a moral obligation to stand up, speak up and speak out. When you see something that is not right, you must say something. You must do something. Democracy is not a state. It is an act, and each generation must do its part to help build what we called the Beloved Community, a nation and world society at peace with itself.”
no subject
Нет, по естественным причинам я не знаю никого из участников движения 60ых, кто высказывал бы такую точку зрения. Потому что я их вообще не знаю. Лично - понятно, почему, в чтении - потому что очень мало читаю политических новостей из американских источников. Возможно, в этом я неправ, но у меня просто нет времени между работой, природой, друзьями и слежением за политическими новостями во Франции и в России. Америка для меня сейчас скорее источник неприятных идеологий, по меньшей мере двух. Сорри.
Но - я лично знаю участников движения шестидесятых во Франции. Полно. Естественно, оно было не про негров. Оно было много про что, и в частности - про женщин. Да, я знаю феминисток того времени. И да, они резко враждебно относятся к новому феминизму, в ослабленном виде достишему и Франции под названием balance ton porc (основательница этого поддвижения была не так давно приговорена судом за клевету, вполне доказанную, кстати).
Это очень сходные явления. Я не могу доказать сходства по предложенной вами реакции, но вполне могу , читая выступления участников борьбы за права негров времени Мартина Лютера Кинга. Да, собственно, и приведённое вами выступление: я в нём со всем согласен, кроме его применимости к сегодняшнему движению. В нём есть слово nonviolence - обращённое к движению, лидеры которого источают агрессию. В нём есть конечная фраза "Democracy is not a state. It is an act, and each generation must do its part to help build what we called the Beloved Community, a nation and world society at peace with itself.", с которой я целиком согласен - он хочет строить общество людей, а не общество рас и категорий, и эта фраза полностью противоречит идее врождённой вины, мести и компенсации. Я думаю, что он просто ошибся, ему показалось, что вернулся 64-68 годы, и он имеет дело с такими же прекрасными молодыми людьми. И, конечно, такие люди были и, возможно, есть среди сегодняшних протестующих. Но не они ведут игру. Это, опять-таки, уже было в раннесоветской действительности. Среди комсомольцев были прекрасные молодые люди, убеждённые, что они борются с несправедливостью. Ровно так же советская идеология, до крайности агрессивная, говорила, что она борется с агрессией дореволюционных правящих классов. Ровно так же быстро исчезала возможность дискуссии, возможность оспорить утверждение, ровно так же увольнялись профессора, вводилась цензура на книги, просто объект применения был иной.
Я не живу в Америке, поэтому я не могу оценить верность утверждения, что BLM пользуется куда большей популярностью среди белых определённого толка, чем среди негров. Однако я читал выступления негров - профессоров, которых от этого воротило. Я бы ожидал, что их немало, могу ошибиться.
(см сл. коммент)
no subject
Не знаю, почему лидеры BLM ассоциируются у вас с агрессией, но они никогда не призывали ни к чему, кроме nonviolence.
Это, опять-таки, уже было в раннесоветской действительности.
Странно путать жизнь в условиях диктатуры с жизнью в условиях свободного общества, в котором люди, вызывающие у вас неприязнь, не обладают властью и не могут отобрать у вас никаких прав.
не могу оценить верность утверждения, что BLM пользуется куда большей популярностью среди белых определённого толка, чем среди негров
Из опроса Pew Research в сентябре 2020:
The recent decline in support for the Black Lives Matter movement is particularly notable among White and Hispanic adults. In June, a majority of White adults (60%) said they supported the movement at least somewhat; now, fewer than half (45%) express at least some support. The share of Hispanic adults who support the movement has decreased 11 percentage points, from 77% in June to 66% today. By comparison, support for the Black Lives Matter movement has remained virtually unchanged among Black and Asian adults.
Support for the Black Lives Matter movement remains particularly widespread among Black adults. Some 87% of Black Americans say they support the movement, similar to the share who said this in June. <...>
Among Republicans and those who lean to the Republican Party, about two-in-ten (19%) now say they support the movement at least somewhat, down from four-in-ten in June. The share of Democrats and Democratic leaners who support the movement (88%) has not changed considerably.
Но я не знаю, кого вы называете "белыми определенного толка".
no subject
Зато я могу легко проанализировать явление, предшествующее сегодняшнему. Я, видите ли, был советским евреем, заставшим в детстве самые худшие времена. И мои родители - отец сам ушёл из местечка, кончил гимназию, поступил уже при советской власти в университет; мать родилась во Франции у родителей, порознь уехавших из Балты, чтобы получить образование. Мне известна история самоидентификации евреев в условиях дискриминации, и она много чего объясняет вовсе не про евреев.
Царское время: дискриминация официальна и сильна. Результат: немалое меньшинство бежит из еврейского местечка с концами, разрывает любые связи с иудаизмом, идишем, шоломалейхемовской культурой, хочет быть просто людьми, раз в России, значит русскими. Когда в 36 году (кажется) вводили графу национальность, мой отец не знал, писаться ли ему евреем или русским. Это было обычное дело.
Послевоенное сталинское время: если ты еврей, ты еврей, обратной дороги нет. В условиях конца сороковых - начала пятидесятых быть евреем среди евреев было куда безопаснее, чем среди других. Начала создаваться заново новая этническая общность, которая этого не осознавала, никто тогда не рассуждал в культурологических терминах. Общность была, конечно, глубоко ущербна, потому что никакой культуры, кроме русской, у неё не было, еврейская была потеряна; но было общее недоверие к власти, общее стремление иметь хоть кого-то, кому можно доверять. Дискриминация при этом, что любопытно, была во многих отношениях значительно меньше царской, хотя в ряде других - вполне сравнима.
Эта ситуация вторичной этнизации продолжалась для меня - до моего отъезда в 1979 г., для других - года до 87го, вероятно. У неё были следствия. Идеи еврейского превосходства не было у евреев начала двадцатого века. А среди вторичных евреев - она встречалась. Идея, что дискриминации надо противопоставить обратную дискриминацию, когда возможно, не была частой, но существовала. Я хорошо знал университетского профессора, который завышал оценки евреям и занижал другим. (Надо заметить, всё же, что крайне мало кто из знавших это одобрял). Идея, что "нам" интересны только интересы евреев, процвела вполне широко, и может быть проиллюстрирована тем, что когда велась борьба за освобождения участников "Самолётного дела", она велась только евреями (в основном, правда, вовсе не русскими евреями) - я в это время был уже в Америке, и вполне мог следить. И она увенчалась победой. Всех освободили, кроме Фёдорова и Мурженко, не евреев, за них никто не боролся. Очень было гадко.
Я думаю, параллели вы можете провести сами.
no subject
В этом - ключ к пониманию ущербности параллели. Советские евреи были, безусловно, испорчены потерей корней и вынужденной ассимиляцией в тоталитарное общество.
Те, кто уехал в США до революции и смог остаться евреем, вели себя по-другому. Американские евреи (в том числе дети и внуки эмигрантов из черты оседлости Российской империи) внесли неоценимый вклад в борьбу за равноправие женщин и расовых меньшинств.
Натан Щаранский вспоминал, что, когда сидел в лагере, самыми стойкими (теми, кого администрация никакими приемами не могла склонить к стукачеству) оказались националисты - сионисты, бандеровцы, прибалты и т.п. Для человека важно знать свои корни и ощущать свою принадлежность к сообществу, через это он может научиться не бояться непохожих на него людей и воспринимать их, как равных. Отрицательные проявления ненависти к чужим - черта людей, лишенных корней. Недаром одна из отличительных черт фашизма - изобретение мифической героической истории взамен настоящей.
no subject
Повторяю. Мой отец "потерял корни" ДО РЕВОЛЮЦИИ. Как и тысячи других. Они шли из воспринимаемой ими как затхлой местечковой обстановки в "большой мир", который, естественно, был русским, за неимением другого. Те, кто уехал в Америку, уехали по совершенно другим причинам, и они, верно, в основном сохранили ощущение еврейства.
Родители моей матери уехали - она в Швейцарию, он во Францию учиться ДО РЕВОЛЮЦИИ, задолго. И стали между собой говорить по-русски - почему? Это советская власть виновата? При идеальном французском у обоих? При знании идиша, на котором говорили их родители?
Чушь, чушь, чушь. Простите, мне снова с вами неинтересно. Вы идеолог (это прекрасно слышно из последнего абзаца), а я не переубеждаю идеологов, вы слышите только то, что хотите слышать, и, я думаю, вы никогда в жизни не пересматривали своих точек зрения. То, что во многих вещах я с вами как бы согласен, несущественно: звучащие одинаково точки зрения у меня подвергаются непрерывной проверке, у вас - выбиты в железобетоне. Можете не отвечать, я - не буду.
no subject
Ассимиляция и интеграция - сложная и болезненная тема, но она действительно в центре сегодняшних дискуссий. Мои родители считали, что стоит им полностью влиться в русскую культуру, как можно будет порвать с наследием прошлого. Это оказалось ошибкой. Советские интеллигенты-шестидесятники считали, что хрущевская оттепель полностью покончила с наследием сталинизма. Они ошибались. Многие американцы считали, что избрание Обамы президентом означало расставание с расистским прошлым. Трамп доказал их ошибку. Главная причина нынешнего интереса белых либералов к теме расизма - желание понять, каким страна умудрилась докатиться до Трампа.
ну прямо Солженицын
Солженицын - как раз хороший пример желания изобретать мифическую историю героического прошлого (в его случае - дореволюционной России, погубленной проклятыми революционерами).
no subject
немного оффтопик, может быть вы знаете эту книгу или этого автора, можете что-нибудь сказать по ее поводу?
https://www.alpinabook.ru/catalog/book-594967/
поскольку я чувствую, что это близкое мне время по духу, хотелось бы что-нибудь почитать про него
no subject
no subject
Хотѣлось бы думать, что вмѣняемые лѣвые хотятъ продуктивно спорить съ вмѣняемыми правыми и вмѣстѣ вырабатывать политическiй консенсусъ и принимать рѣшенiя. Вмѣняемые лѣвые не хотятъ ни заниматься борьбой съ "бѣлокожимъ угнѣненiемъ трансгендерныхъ мѣстоимѣнiй", ни оправдываться, что они-де лѣвые, но совсѣмъ не хотѣли того абсурднаго уровня вокизма, который сегодня считается чуть ли не обязательнымъ для политически лѣвыхъ (а иначе ты фашистъ).
Хорошiй примѣръ - Camille Paglia, лѣвая феминистка изъ 60-хъ годовъ, которая сегодня идетъ вразрѣзъ съ современными лѣвыми феминистами. Есть и немало чернокожихъ дѣятелей, которые раньше боролись за права негровъ, но сегодня не согласны съ БЛМ.
Есть слабая надѣжда, что вмѣняемые лѣвые и вмѣняемые правые объединятся противъ общаго врага - "вокизма", разрушающаго общество. Однако, думаю, этого не произойдетъ, потому что для большинства лѣвыхъ гораздо важнѣе быть противъ правыхъ, чѣмъ сохранить здравомыслiе.