bgmt: (печать)
bgmt ([personal profile] bgmt) wrote2017-12-22 02:18 pm

разводя руками

Вряд ли на Флибусте пишут комменты (там это мнения о книгах) кремлёвские боты. Не то место. Поэтому этот текст меня заинтересовал. Звучит вполне искренне. Вот он, пишет юзер sy-ry-an про Метельская-Шереметьева: Что мы ели в СССР. Рецепты на все времена (книгу я не читал, я не про то):

"А вот действительно, у каждого свой СССР. Я застала и то время, когда в магазинах стояли горы сгущенки, висели колбасы, а красную рыбу чуть ли не всучивали насильно. Мы жили очень скромно - работала одна мать, растила нас двоих, но мясо - то, вкусное, ароматное до текущих слюней, ели. Вот кур ели реже... Когда была маленькой, на Новый год обязательно была сначала целая индейка или утка. Потом половина индейки, курица... Потом только котлеты - это уже ближе к развалу. Потом вообще хрен с маслом, снова хрен, без масла. В гребаную перестройку шиком был салат из плавленых сырков и сырой моркови.
А сейчас что ни купи - все редкое дерьмо. Даже такого салата уже не получится.
Рецепты у авторши редкие, тем, может, и интересные. Честно скажу, ничего такого не едала, и соевого соуса не видела. Зато до сих пор ищу некоторые рецепты из того времени и не нахожу
."


Заметьте, без агрессии. "У каждого свой СССР", это не агрессия. Но что курила или где жила sy-ry-an? Я вот жил в городе Ленинграде, где не было прямой почвы для знаменитого анекдота "у вас нет мяса?" - "Нет, у нас нет рыбы, а мяса нет в магазине напротив", (Это я видел, скажем, в Невинномысске, где выходили едущие в горы). У нас было жилистое мясо на костях, изредка можно было в избранных кулинариях купить вырезку (правда, довольно дорого), была треска (которую мы по глупости считали дрянной рыбой и делали-таки из неё дрянь, варя слишком долго). Но вот насчёт индеек и уток на Новый год... "Жили очень скромно, мясо ароматное до текущих слюней... " Нда. Правда, в мои лет пять, когда Ленинград имел первую (или высшую? В общем, ту же, что Москва) категорию, да, была икра и была живая рыба. Году в 51м, точно не помню. Это быстро кончилось; с икрой вообще просто - она до какого-то момента была дешева и не особенно нужна, а потом стала дорога и ценима. В двадцатые вообще мой отец, бедный студент в Ленинграде, просто питался чёрной икрой, дешевле ничего не было (попробуйте-ка питаться только чёрной икрой!) Тошнило, правда. Но вот "висели колбасы"... Я впервые в жизни увидел "висящие колбасы" в НЙ, в русском магазине на Брайтон Биче, куда совершил экскурсию.  Не то чтобы они меня интересовали, я колбасу не люблю, но да, там - висели.

Я этот текст прочёл собравшейся к Рождеству публике разных возрастов. Поступило два предложения: упомянутая мать работала продавщицей, а колбасы висели в складском помещении (я никогда там не бывал, не знаю, висели или нет), или же, может быть, где-то на юге (в Краснодаре, скажем, или может быть в Астрахани) ситуация с едой была сильно лучше. Я знаю, скажем, что с овощами и фруктами там было всё в порядке, и то, что изображено в фильме "Кубанские казаки" - правда, а не советская выдумка, как считали жители не столь счастливых мест. Но и там в висящие колбасы плохо верится, да и в цесарок тоже, хотя не знаю, уже не у кого спросить.

[identity profile] nameless--one.livejournal.com 2017-12-22 01:30 pm (UTC)(link)
По моим детским воспоминаниям сгущёнка не была дефицитом и её действительно иногда выстраивали на полке в виде если не горы, то двумерной пирамиды.

"Ароматное до текущих слюней мясо" - ну не знаю, тут может быть просто в духе "в молодости и трава была зеленее".

[identity profile] mrka.livejournal.com 2017-12-22 02:04 pm (UTC)(link)
Ага, потому что больше ставить нечего было.

(no subject)

[identity profile] katyat.livejournal.com - 2017-12-22 14:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mrka.livejournal.com - 2017-12-22 14:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] katyat.livejournal.com - 2017-12-22 14:17 (UTC) - Expand

[identity profile] old-radist.livejournal.com 2017-12-22 01:38 pm (UTC)(link)
>> Я вот жил в городе Ленинграде

И я жил в городе Ленинграде.

В гастрономе на углу Лиговки и Расстанной утки были до вполне позднебрежневских времен. Не часто, но раз в 2-3 месяца завозили.

В рыбном на Лиговке же, но у Обводного, живая рыба была до середины 70-х довольно часто, но с очередями.

Не очень понял, чем вертикально висящая колбаса выигрывает у горизонтально лежащей. Насколько я помню, крюки были. То есть я точно не пробивался сквозь очередь к прилавку на посмотреть, а смотрел поверх голов, за чем стоят. Но как это было конкретно механически решено 40 лет назад, спорить на большие деньги не буду... ))

[identity profile] van-der-moloth.livejournal.com 2017-12-22 02:26 pm (UTC)(link)
"чем вертикально висящая колбаса выигрывает у горизонтально лежащей"

Колбаса в своем естественном (т.е. не нарезанном на палки состоянии) имеет сложную структуру, примерно как молекула белка (только водородных связей не хватает, хотя кто знает :) ). Поэтому ее проще подвешивать.
Если же колбасы немного - всего несколько палок, то можно и положить. То есть, это косвенный признак, указывающий на объем продукции, а не качество.

(no subject)

[identity profile] old-radist.livejournal.com - 2017-12-22 14:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] old-radist.livejournal.com - 2017-12-22 14:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2017-12-22 18:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] old-radist.livejournal.com - 2017-12-22 16:18 (UTC) - Expand

Москва, 70-80

[identity profile] katyat.livejournal.com 2017-12-22 01:42 pm (UTC)(link)
МКолбаса у нас дома презиралась как и сосиски и соответственно почти не бывала, иногда на праздник копченая. Висевшую колбасу не помню, лежащую нескольких сортов - да. Мясо по цене 3р/кг в виде азу бралось без очереди в кулинарии, в том числе, в середине 80-х в моем очень рабочекрестьянском раионе "Шелепиха". Куры лежали, но дорого стоили, индейка бывала нечасто (знакомств в магазинах не было, на рынке не покупали). С трудом покупали нужные для кавказской кухни фасоль, чечевицу, хорошие орехи.

Сгущенка стояла. Вообще проблем с добором калорий не было и даже с полезной едой не было ни в Мск ни в провинции (полезной по сегодняшним меркам). Вкус - увы. Но были исключения. В продовольственном портовом магазине за рекой продавалась "Капуста провансальская". На базе квашенной (привет, Прованс). это реально очень вкусно, слюнки текут!
Почему-то считалось, что надо есть много мяса, помнится, мой коллега пришедший в гости уже во Франции, удивлялся "оказывается можно и так - макароны с сыром и даже вкусно!"

RE: Москва, 70-80

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2017-12-22 07:19 pm (UTC)(link)
ну насчёт "полезной еды" ты загнула. Ты не пробовала топить масло? Когда топишь того времени вологодское (редкость невероятная, сразу очередь), то перетапливается, и всё. А когда топишь обыкновенное, на дне остаётся красный порошок. Состава не знаю. Но интересно было.
Овощи периодически от переизбытка удобрений были во внутренних дырах. Нитраты или нитриты, не помню, в общем, не то чтобы они способствовали. Сколько там в них было ядохимикатов, я лучше так и не буду знать.
Вот куры, верно, советские (синие) были вкуснее венгерских (откормленных лучше не знать на чём). Но и те, и другие тут же собирали длинную очередь. Я, естественно. про Ленинград. Что в Москве лучше, знали все, и знали правду. Что в провинции может просто ничего не быть, знали не по слухам, а по личным посещениям.

Впрочем, я только про 70е и раньше. Про 80е я ничего не знаю, кроме как начиная с самого конца декабря 87го.
Edited 2017-12-22 19:20 (UTC)

[identity profile] egovoru.livejournal.com 2017-12-22 01:48 pm (UTC)(link)
Я тоже не помню, чтобы в советских магазинах колбасы именно подвешивали - обычно их просто выкладывали. Возможно, автор перепутала с каким-то кино. Мы не знаем, какой у нее материал для сравнения - видимо, достаточно ограниченный, раз она "никогда не видела соевого соуса", сейчас уже повсеместно известного. Если же сравнивать советские 70-е с постсоветскими 90-ми - то, конечно, сравнение будет не в пользу последних.

Ну и, как уже заметил предыдущий комментатор, тут, конечно, накладывается изменение восприятия с возрастом: мне тоже кажется, что в моем детстве конфеты были вкуснее, а сейчас я их вообще не ем. Кроме того, сама технология пищевой промышленности все время меняется (и не только в России) с целью снижения себестоимости, что тоже не способствует улучшению вкусовых качеств продуктов :(
alon_68: (Default Pooh)

[personal profile] alon_68 2017-12-22 05:12 pm (UTC)(link)
Не про еду, но я недавно, сражённый убожеством современных стэнд-апов, решил посмотреть только что выложенные в ютюб сохранившиеся выпуски кабачка "13 стульев" - одного из самых ярких и светлых воспоминаний своего детства.

Шо вам сказать? Для воспоминаний было бы лучше, если б я этого не делал.

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2017-12-22 17:14 (UTC) - Expand

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com 2017-12-22 01:57 pm (UTC)(link)
Висящую колбасу (копченую) я увидела в Минске в 1974 году, и запомнила, потому что в Москве ее "вот просто так" в доступе не было, не то что висеть.
У автора может правда мама в магазине работала, мало ли.
А про Кубанских казаков я помню как раз рассказ от Любимова, как подошла старушка и спросила "Милок, а из какой же это жизни вы кино снимаете?"

[identity profile] mrka.livejournal.com 2017-12-22 02:11 pm (UTC)(link)
А и правда интересно, когда она была маленькой. Можно ж по-всякому вспомнить. Когда я была маленькой, мы ещё по дороге из детского сада заходили в рыбный магазин, покупали живых карпов, они там в бассейне плавали. Мясо вполне себе было всегда. Ну а его вкус уже зависит от приготовления. Это как котлеты из булки, про которые Ленка любит рассказывать. Утки были, помню. У нас тоже на НГ мама делала утку с яблоками. В детстве - всегда. А вот икра и красная рыба были уже только в заказах у бабушки. На самом деле, реально плохо было только с овощами-фруктами зимой. А что она сейчас дерьмо ест, так, видимо, вкус атрофировался...

[identity profile] lemaet.livejournal.com 2017-12-22 02:17 pm (UTC)(link)
Я помню, что единственный продуктовый магазин Москвы, где были описанные чудеса , в моем детстве( 50-60 годы) был Елисеевский. Очень дорогие чудеса, нашей семье почти недоступные. Возможно, автор поста жила рядом с ним и принадлежала к очень обеспеченной категории. Или она описала ассортимент спецмагазина для тех граждан СССР , которые были особенно равны и им полагалось спецобеспечение.
alon_68: (Default Pooh)

[personal profile] alon_68 2017-12-22 05:08 pm (UTC)(link)
Она описывает свои детские впечатления. Формулировка "мясо вкусное, ароматное до текущих слюней" решительно ничего не говорит о его реальном качестве, вы знаете, какая с нашей взрослой точки зрения дрянь порой нравится ребёнку! И Новый год она помнит, а как мать разбиралась с повседневной едой между праздниками? Можно же поднатужиться, и чего-то особенного купить на Новый год, именно чтобы запомнилось.

[identity profile] lemaet.livejournal.com 2017-12-22 02:19 pm (UTC)(link)
Что касается чёрной икры, паюсной и зернистой, то да, она была доступна в те же годы. К семидесятым она исчезла.

[identity profile] lemaet.livejournal.com 2017-12-22 06:12 pm (UTC)(link)
Вспомнила. Почему- то в те времена, когда ещё была чёрная икра( шестидесятые), всюду были крабы в консервных банках. Стенки сгущенки в Риге продержались до начала Перестройки- прямо при мне такая исчезла - было похоже на фокус. А ещё,в шестидесятых ,в Риге, родители покупали большой кусок свинины и , обмазав в тесте, запекали в духовке. Называлось буженина.

[identity profile] klausnick.livejournal.com 2017-12-22 02:27 pm (UTC)(link)
В разные годы было по-разному. В разных городах было по-разному. В 70-е годы в Костроме был магазин «Рыба», где на всех витринах лежали только кальмары. Рыбы никакой не было. В те же годы в Онеге на улице была очередь. Подошел узнать. Продавали коровьи хвосты. В магазинах было пусто. Мясом и рыбой себя снабжали только охотники и рыболовы. Их называли браконьерами.

[identity profile] katyat.livejournal.com 2017-12-22 02:46 pm (UTC)(link)
>Продавали коровьи хвосты.
Мой муж их несколько раз заказывал во Франции. Незаменимы для холодца.

(no subject)

[identity profile] klausnick.livejournal.com - 2017-12-22 16:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] katyat.livejournal.com - 2017-12-22 16:46 (UTC) - Expand
robofob: (hatecomp)

[personal profile] robofob 2017-12-22 02:29 pm (UTC)(link)
Я хуею. Человек родился после двадцать седьмого съезда - и учит родившихся в двадцать первом веке: как хорошо было при Черненко например. В Мордовию бы его годика на три.

[identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com 2017-12-22 02:33 pm (UTC)(link)
+++мясо - то, вкусное, ароматное до текущих слюней, ели+++ Ели-то они ели, вопрос - как часто? Судя по этому описанию, мясо для них было большим лакомством, стало быть ели они его весьма нечасто. А вот кур ели еще реже... То, что на новый год была утка или индейка - тоже охотно верю. Подозреваю, правда, что они их ели _только_ на новый год.

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2017-12-22 07:13 pm (UTC)(link)
Она не про индейку. Она про цесарку. Это несравнимо вкуснее.

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-23 08:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com - 2017-12-23 11:18 (UTC) - Expand

[identity profile] yucca.livejournal.com 2017-12-22 03:21 pm (UTC)(link)
Сгущенка была (в Москве), я ее варила регулярно. Утки попадались. Индейку я, по-моему, первый раз попробовала в Америке. Вообще целая индейка очень большая же. Жилистое мясо тоже вкусно пахнет, почему нет? Колбасы какие-то были, конечно, может, где-то они и висели. В общем, вопрос не о фактической части, по-моему, а о восприятии, автор застрял на ностальгии по детству.

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-23 08:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com - 2017-12-23 11:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-23 11:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com - 2017-12-23 11:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-23 15:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com - 2017-12-23 16:50 (UTC) - Expand

[identity profile] aguti-aka-jav.livejournal.com 2017-12-22 03:34 pm (UTC)(link)
"работала одна мать" - подразумеыается не работавший отец ? хм... может в дорогом ресторане работала и на все хватало.

[identity profile] katyat.livejournal.com 2017-12-22 04:48 pm (UTC)(link)
Подразумевается неработающие дедушка/бабушка.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/ 2017-12-22 04:26 pm (UTC)(link)
эхххх...
мухосранск, 60 тыс. среднее поволжье. хорошо помню где-то с конца 60-х. внезапно исчезнуть с прилавков может что угодно; стриальные порошки, мука, рыбные консервы, крупы, печенье, - поэтому всегда все закупали впрок. исчезает где-то на год, потом может появиться - но исчезнет что-то другое. Лет в 6 я исхитрился дважды пробиться в очередь за мукой - вначале втиснувшись к бабушке, потом - к матери - и отхватив дважды "2 кило в одни руки"; "великий подвиг пятачка" потом долго поминали, я был ужасно горд. что будет в магазине, когда туда пойдешь - угадать невозможно. более-менее стабильно можно купить только хлеб, молоко (но не 100% - кончилось.. не завезли..), дешевые конфеты, макароны, какие-то крупы (не гречка). Сметана, подсолнечное масло (все разливное)- с веротностью процентов 50. года до 73-го раз в неделю завозят колбасу, костлявое мясо; очереди - но шанс есть. с 73-го интервалы стремительно нарастают, года с 75-го это все только "к праздникам" и с убийственными очередями. мясо на рынке - от 4-5 руб. Что такое сыр - я знал только потому что отец часто ездил в командировки в москву. что бывают магазины "фрукты-овощи" и что их (какие-никакие) не только выращивают на огороде или покупают на рынке - я узнал только в студенчестве. на огородах пластались все, я лет с 10 воспринимал это как естественную обзанность. главная легенда мухосранска была - надпись, появившаяся на памятнике ленину году в 75-м перед демонстрацией "милый ленин, открой глазки, дай нам мяска и колбаски", с тех пор эти строки знал каждый детсадовец. на уроках истории и обществоведения препод избегал фраз типа "достижения советской власти" - начинался дружный топот ногами и гудение "продукты где?? мясо где?? колбаса??". светской темой для разговоров было "говорят, к нас скоро тоже талоны введут, как в К. - это ж кило-двести колбасы в месяц или кило-шестьсот - мяса! и масла пачка! - а на семью сколько получится! заживем.. "- нет, талоны так и не появились до рубежа 90-х (зато тогда уж - на все, включая спички). Пирамиды сгущенки на витринах я увидел впервые в прибалтике, в студенчестве уже. но да, иногда появлялась какая-нибудь экзотика, - например, в мухосранске полгода продавалась разливная сгущенка, ее брали трехлитровыми банками. в студенчестве в 82-83 обжирались креветками (под пиво, естественно). в 83-84 город был завален манго-джемом, в магазинах этими баночками солнечно сияли все витрины. в 84-85 упивались венгерскими рислингами и вермутом. уже под занавес, 89-91 примерно, среди тотального дефицита, часто и легко можно было купить кальмары и шампиньоны, где-то тогда же город на пару месяцев заполонили крабы..

[identity profile] klausnick.livejournal.com 2017-12-22 04:38 pm (UTC)(link)
В Подмосковье в 80-е за молоком и сметаной стояли по два часа в очереди (Волоколамск).

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2017-12-22 19:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-22 19:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2017-12-22 19:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-22 20:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2017-12-22 20:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lapot.livejournal.com - 2017-12-23 01:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] klausnick.livejournal.com - 2017-12-23 07:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2017-12-22 20:35 (UTC) - Expand
alon_68: (Default Pooh)

[personal profile] alon_68 2017-12-22 04:57 pm (UTC)(link)
Этот вопрос, имхо, разбивается на два: 1)могло ли быть такое в конкретном месте, в конкретное время и с конкретным продуктом и 2)можно ли заключить, что говорящие о дефиците нагло врут из антисоветских настроений. Насчёт первого - ответ, да, могло. Производство же было, и снабжение очень сильно зависело от личностей наверху. Они тоже были разные плюс у них бывало разное настроение. Где-то мяса не видели годами, а где-то оно было довольно регулярно. При этом рыночной разницы в ценах не было, и утка стоила не сильно больше курицы, так что когда приходил приказ "выбросить" товар в магазины - торговым работникам было уже неважно, что "выбрасывать". При этом ребёнок помнит утку в магазине, но не помнит, что это было несколько раз за много лет. И что при этом не было чего-то другого, не менее нужного. И что совсем не было гарантировано, что завтра что-то нужное не исчезнет. Факт, что про дефицит разрешала зубоскалить с эстрадных подмостков сама власть, настолько она уже махнула рукой на это дело.

А штабеля сгущёнки и зелёного горошка я сам помню с раннего детства (я 1968 г.р.), и помню, как они резко исчезли. И помню конкретные магазины (иногда в другом районе), куда уже постарше ездил за конкретным продуктом, только там бывавшим.

[identity profile] lapot.livejournal.com 2017-12-23 01:25 am (UTC)(link)
В "закрытых" городах, работающих на оборонку, вполне всё перечисленное автором м.б. (кроме висящих колбас, кто ж знал, что их надо вешать) - был я как-то раз в гостях, впечатлился.

(no subject)

[personal profile] alon_68 - 2017-12-23 10:15 (UTC) - Expand

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2017-12-22 06:23 pm (UTC)(link)
Сгущенка - да, постоянно.
Колбаса в 80-е (и, видимо, раньше) в нашем городе продавалась по паспорту. Молочная и любительская - с жиром.

[identity profile] egovoru.livejournal.com 2017-12-22 07:55 pm (UTC)(link)
Я ради любопытства заглянула и в саму книжку, и споткнулась уже на третьем или четвером рецепте: "Гусь или индейка по-советски": "Через два часа нарезаем дольками мандарины, апельсины, лимон (сегодня и ананас кубиками), если есть инжир, то размачиваем в кипятке инжирины". Ни один советский человек никогда не стал бы тратить перечисленные экзотические фрукты на фаршировку гуся :)

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2017-12-22 08:06 pm (UTC)(link)
а я в книжку не смотрел, но проявил любопытство другим способом: отметил, что американские жители видят слово "цесарка" и читают "индейка". Двое по крайней мере. Смешно. Особенно учитывая, что цесарка вкуснее курицы, а индейка наоборот. Вообще я рад, что запостил: любопытнейшие комментарии получились.

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2017-12-22 20:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2017-12-23 00:20 (UTC) - Expand

[identity profile] pharmazevt.livejournal.com 2017-12-22 10:58 pm (UTC)(link)
О чем вы спорите, люди.
Хорошо ли кормили на зоне?
Когда как.

[identity profile] vovaminkin.livejournal.com 2017-12-23 01:04 am (UTC)(link)
Да, забавный пост...Захотелось вставить свои 5 копеек (мне последнее время все реже и реже хочется "реагировать" на жж-шные "вбросы")
Просто по сабжу, Ну и по комментам слегка пройтись.
О жизни в провинции и столице в "зоне":
1. Город Дрогобыч, Львовская обл, 75 тыс, ж, зима 1975 г. Ратушная площадь (она же площадь Рынок). Гастроном номер 1. Отдел мясной гастрономии. Раз, два,...десять. одиннадцать...Одиннадцать сортов колбас...Висят, лежат..."Докторская", языковая, краковская, кровяная, полукопченая. Мы, пятеро молоденьких математиков из Москвы приехали на (последнюю, как позже выяснилось), Дрогобычскую Зимнюю Матшколу, стояли открыв рты. Потом попросили отрезать по кусочку от двух-трех ранее никогда не виданных. Полная продавщица с сожалением смотрит на нас. "Погодите минуточек несколько, сейчас с местного мясокомбината свеженькой подвезут..."
Нам странно это слышать. Странно каждое утро за 15 копеек завтракать в маленькой кулинарии на углу Рынка свежайшей сметаной и сочником с творогом вместе с кружкой кофе, а обедать - за 30 - в столовой напротив борщом с чесночными пампушками, гуляшом с "настоящим" нежнейшим мясом и каким-то, каждый день новым, десертом, который по-советски именовался "третье"..
2. Город Минск, 1979 г. Я впервые в Белоруссии. Гастроном "Под часами". Только "сухой" колбасы (типа сервелат) сортов пять... И опять удивление, ибо...
3. Город Тамбов 70-е. Любая (даже несъедобная, "с туалетной бумагой", "Любительская" - огромная редкость, сливочного масла нет свободно уже лет 8, и мама по телефону просит извиняющимся тоном привезти килограмм-два масла. Тамбовский мясокомбинат исправно производит знаменитый Тамбовский и, не менее знаменитый, Воронежский окорока "со слезой"... Но где они? За всю свою молодость я их попробовал раза два (маме удалось купить "на одном совещании", или папе на праздник в театре повезло в буфете "схватить"...)
4. Г. Москва, поздние 70. Моя зарплата - 125 плюс 60 по хоздоговору. Мясо (вырезка или антрекоты) покупается пару раз в неделю в буфете институтской столовой. Дороговато, но в магазине его нету или есть несъедобное...Однажды буфетчица тоном, не допускающим отказа, предложила ...баранью ногу (!) Пришлось занять денег и "взять". Сам и готовил, держа в одной руке телефон, по которому тетя из Питера подсказывала алгоритм действий.

Такшта.. Все не просто.

[identity profile] lapot.livejournal.com 2017-12-23 01:32 am (UTC)(link)
О, про Минск - точно жж, я в 82 там был и устроил себе экскурсию с дегустацией по магазинам - боже, какое молочное!!! не говоря о мясном. А родня сводила в ресторан на котлеты по-киевски, ммм - и совсем недорого, у нас такой заход влетел бы в месячную зарплату.

[identity profile] lipkalapka.livejournal.com 2017-12-23 04:20 am (UTC)(link)
Ну, у моей жены вот бабушка работала на колбасном заводе... :)

[identity profile] polenova.livejournal.com 2017-12-23 05:14 am (UTC)(link)
"Врет как очевидец". Я выросла в московском пригороде, в Малаховке, там был летний театр. Дед мне рассказывал, что когда он был молодым, то слушал в этом театре Шаляпина. А теперь разложим воспоминания. Театр в Малаховке постороил Шехтель в начале 20-го века. Эта часть - правда. Шаляпил пел в Малаховкском театре - это тоже правда. Мой дед родился в 1898 году и слышал Шаляпина на сцене, во всяком случае - мог слышать. А дальше - чистая реконструкция - дел приехал в Малаховку в 1944 году, театр был заколочен, а Шаляпин умер в эмиграции до войны. Но небольшая ловкость рук - и я верю в дедушкину историю, про то как он слушал Шаляпина в Малаховке, а в это время по главной улице Малаховки, по Советской - ходила конка. Немного правды, немного вымысла, немного литературного таланта - "и мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман".
Правда дед, насколько я понимаю, врал исключительно из любви к искусству, это был вариант творчества, а нам, внукам, было мало лет, дошкольники. Сочетание счастливого детства ( у меня было счастливое), сказок и праздников и дает такое детское воспоминание.

[identity profile] leonid-smetanin.livejournal.com 2017-12-23 05:30 am (UTC)(link)
Я помню висящие колбасы в самом начале 80-х. Один раз в детстве, я совершенно случайно забрёл в "служебный стол заказов" при Микояновском заводе (крупнейший и крутейший в то время производитель колбас в Москве). Вообще-то туда кого-попало не пускали, но я искал какой-то магазин в том районе и тыркался во все двери, ну и туда сунулся и меня пустили, пацан был, лет двенадцати, видимо решили, что по делу лезет. Ну походил я там по полупустому залу, подивился на странные колбасы, (даже название оттуда запомнил, а потом им друзей пугал -- Брауншвейгская :-), ничего не купил потому что денег не было, колбаса была не нужна, да и ценников не было. Потом мне уже дома объяснили что такое стол заказов и кто там может что-то получить.

[identity profile] klausnick.livejournal.com 2017-12-23 07:19 am (UTC)(link)
При плановой экономике самым удивительным был внеплановый дефицит. Никогда нельзя было угадать, что будет в дефиците завтра.

[identity profile] green-fr.livejournal.com 2017-12-23 11:24 am (UTC)(link)
Бегемот, насколько достоверны вообще воспоминания? Хоть её, хоть твои. мы помним 2-3 дня за 40 лет и эксраполируем их. Ты помнишь тот день, когда ты пришёл в магазин, а там - шаром покати. А она помнит тот день (31 декабря, например), когда она приходит домой, а на столе красная икра. И вы оба искренне думаете, что так и было все 40 лет. Ты ни разу не пытался документировать что-то, не обрабатывая, а потом пытаться вспомнить - и сравнить с результатами обработки? Например, погоду. В прошлом году как было, холоднее этого / дождливее?
Объективно в СССР выбор продуктов был меньше (лимон, например). Объективно качество каких-то продуктов было лучше (помидоры, например). Объективно в СССР были разные уровни снабжения в разных местах (примеры в комментах). А кто что из этого запомнил - какая разница?

[identity profile] quichenotte.livejournal.com 2018-01-01 11:22 am (UTC)(link)
Да, её мама скорее всего доставала продукты по блату.